Чайтика

Чайтика (санскр. caitika — «поселившиеся [на горе] со ступой») — группа школ махасангхики, первые шаги отделения к-рой от «материнской школы» восходят, скорее всего, ко II в. до н.э. По преданиям, «расколо- учителем» был монах по имени Махадэва, к-рый, проникнув в общину и объявив себя «посвященным», провозгласил законным вступление в общину без наставника. Этот своеобразный буд. вариант «беспоповщины» вызвал резкую реакцию не только среди старых оппонентов махасангхики — традиционалистов- тхеравадинов, но и в ней самой, и Махадэва был изгнан из ее общины. Удалившись со своими последователями в горы, он и основал новый «толк». Форпостом школ Ч. были в осн. районы Юж. Индии, и Ч. в целом не вышла за рамки группы региональных направлений среди буд. школ.

Чайтики почитали преимущественно только Виная-питаку — тексты дисциплинарных, уставных правил— и провозгласили культ ступы, обожествляли Будду (допуская, вопреки мнению ряда буд. школ, и возможность его предварительных «низких рождений») и бодхисаттв, создали целое учение о дарах (дана), согласно к-рому «заслуга» (пунья), вследствие приношения дара, сохраняется не только для дарителя, но может быть передана также его родственникам, любым близким ему людям, да и вообще всем живым существам. Очевидно, что здесь «теория» была весьма полезна для «практики»: стимулы для пожертвований мирянами монашеской общине (сангха) значительно усиливались.

Схизма, однако, вследствие харизматич. претензий своих инициаторов, никогда не может остановиться, имея тенденцию к дальнейшей «атомизации», и потому последователи Махадэвы, занимавшие преимущественно район Андхры — отсюда их др. именование — андхаки (букв, «те, что из Андхры»; см. Андхака) — раскололись на две осн. школы — пурвашайлу («школа вост. горы») и апарашайлу («школа зап. горы»), распространившиеся со временем на Декане. Расцвет апарагиайлы приходится на правление в Юж. Индии дин. Сатаваханов и Икшваков, когда были созданы ее центры в Амаравати, Гханташале, Аллури, Канхери, Нагарджунаконде. Пурвашайла базировалась только в Амаравати и Нагарджунаконде. К группе Ч. принадлежали также школы раджагария и сиддхартхика. О доктрине школы см. ст. Андхака.


Лит.: Bar eau A. Les sectes bouddhiques du petit véhicule. Saïgon, 1955; DuttN. Buddhist Sects in India. D., 1977; ElPh. Vol. 8. Buddhist Philosophy from 150 to 350 A.D. / Ed. by K.H. Potter. D., 1999; Шохин В.К. Школы индийской философии. Период формирования (IV в. до н.э. — II в. н.э.). М., 2004.

В.К. Шохин

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика