Четана

Четана (санскр., пали cetanä) — в буддизме «воля», «намерение», «решимость» или «мотив» как движущая сила действия, закабаляющая человека в сансаре. Наделяется способностью влиять на жизнь человека как в данном существовании, так и в будущих перерождениях. Акцент, к-рый буддисты ставили на принципиальной важности намерения в сравнении с физич. действием, является главной особенностью буд. понимания кармы. По словам Будды Шакьямуни, «намерение и есть действие... ибо по возникновению намерения совершается действие — телом, речью или умом» (Ангуттара-никая VI. 13). В абхидхарме Ч. является одним из ментальных явлений (чайтта), неизменно сопровождающих сознание (читта) (см. также Санскрита-дхармы — асанскрита-дхармы). В этом отношении Ч. тесно связана с сознанием, однако кармический «плод», к-рый она приносит, способен определять и совершенно бессознательное действие. Ч. может проявляться (виджняпти) в словах и телесных действиях, а может и не проявляться (авиджняпти), но в любом случае она «моделирует» индивидуальную серию психосоматич. состояний (см. Дхармы). В махаяне (особенно йогачаре) именно Ч., как считается, оставляет кармические отпечатки (васана), «семена» (биджа), к-рые определяют будущие мысли и поступки человека. Однако ассоциирование кармы преимущественно с Ч. ставило определенные проблемы: напр., как быть в тех случаях, когда, имея хорошие намерения, человек совершает порицаемые с т.зр. морали поступки, напр., лжет или убивает? С т.зр. буд. морали главным в кармическом воздаянии является намерение. Если кто-то, чтобы выманить детей из горящего дома, обещает им нечто, что заведомо не может выполнить, т.е. попросту лжет, то в его случае вознаграждение за благое намерение (ложь во спасение) перевесит наказание за ложь. Если кто-то убивает разбойника, чтобы спасти др. людей, или совершает невольное убийство, то наказание будет несопоставимо меньшим по сравнению с наказанием за сознательно совершенное лишение жизни. Кроме того, в буд. лит-ре описаны случаи, когда бодхисаттва намеренно лишает жизни злодея, чтобы взять на себя его дурную карму, поскольку убийство усугубляет карму убийцы, но облегчает карму жертвы.


См. лит. к ст.: Абхидхарма; Дхармы.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика