Читта

Читта (санскр., пали citta) — в буддизме общий термин для обозначения психики вообще (как в йоге Патанджали), а также сознания, мышления, ума, воли и намерения (синоним четана), равно как и отдельного акта мысли (синоним витарка). Хотя буддисты не признают метафизического «я» — неизменной самости (атмана; см. Анатмавада) как постоянного центра личности, Ч. часто выступает как эмпирическое «я», эго, целостность эмпирической личности. Ср., напр., в палийских суттах: «Я сгораю от желания и привязанности, моя Ч. полностью поглощена» (Самъютта-никая 1.188). Вместе с тем Ч. также рассматривается как самостоятельный элемент личности (некое «другое „я"»), стихийный и неуправляемый, к-рый может приходить в противоречие с желаниями и намерениями индивида и способен нанести весомый вред, если не подчинить его жесткому контролю. Напр., монах Талпута говорит о Ч., что она «бродит, где хочет, ведет в ад и удерживает человека в сансаре» (Тхерагатха 1107.142). В подобных контекстах Ч. понимается как ум обычного человека (синоним манаса), подвластный эмоциям и перескакивающий с предмета на предмет. В буддийской иконографии Ч. в этом смысле изображают в виде обезьяны — животного, символизирующего беспорядочную активность. Вместе с тем Ч. считается центральным и определяющим элементом опыта, той силой, к-рая управляет всей человеческой активностью: «Мир ведом Ч.» (Ангуттара-никая 11.177). Фактически все элементы психики зависимы от Ч., являясь чайтта. В классификациях дхарм главное место занимают дхармы читта-чайтта, к-рые всегда появляются вместе, являя пример такой причинности (сахабху-хету), когда причина и следствие возникают одновременно (см. Хету — пратьяя). В этих классификациях Ч. выступает синонимом виджняны, поскольку в состав этой дхармы входят шесть традиционных чувственных распознаваний — зрительное, слуховое и т.п.

В йогачаре термин Ч. употребляется наряду с терминами виджняна, виджняпти как обозначение сознания как такового, безотносительно конкретных функций мотивации, распознавания, мышления и т.п. Напр., в формуле читта-матра, «только-сознание» (синоним виджняпти-матра), ставшей своеобразным девизом этой школы и означающей, что сознание является единственной реальностью, к-рая дана нам в опыте. Согласно йогачаре, каждой сфере существования (см. Лока) соответствует своя Ч. и своя практика ее очищения от «омрачений» (клеши). В «Махаяна-санграха-шастре» (1.43) Асанга утверждает, что практикующие земное очищение обладают Ч., соответствующей сфере чувственного желания (кама-дхату), к-рая не может быть причиной порождения Ч. др. сфер — сферы форм (рупа-дхату) и сферы не-форм (арупа-дхату), поскольку одна и та же Ч. не может одновременно принадлежать двум сферам и оказывать на них каузальное влияние. Этим аргументом Асанга доказывает необходимость допустить существование алая-виджняны, аккумулирующей «семена» прошлых духовных достижений, — формы сознания, к-рая будет служить посредником между Ч. разных сфер и тем самым обеспечит возможность духовного прогресса личности. Обходиться одной лишь Ч. — это все равно что подниматься по лестнице, имея лишь одну ногу, необходимы две ноги, одна из которых попеременно будет служит опорой. Это же касается сверхмирского очищения Ч., оно тоже невозможно без опоры на алая-виджняну.

Сияющая Ч. (пали пабхассара-читта) впервые упоминается в Ангуттара-никае (1.8-10, 10-11), где сказано, что Ч. «ярко сияет» (пабхассарам), какой бы она ни была «испорченной», «загрязненной» (т.е. колеблющейся, невнимательной, ленивой, тупой, пристрастной и т.п.; см. Аварана; Клеша) или «пропускающей свет», «очищенной»; даже у злодея Ч. сияет, несмотря на ее «омрачения». Этой Ч. свойственна метта — доброта ко всему живому. Буддагхоса называет ее «естественно чистая бхаванга-читта» (Атхакаттха 1.61). Ч., свободную от загрязнений, сравнивают с водой переполненной чаши, к-рая готова пролиться в любой момент. Ч., развитая в практике медитации, тоже способна «выплеснуться» за границы обычного сознания, преодолевая физич. возможности тела (она наделяет способностью летать и т.п.), пространство (появляется способность слышать на больших расстояниях), время (развивается способность вспоминать прошлые жизни) и т.п. (см. Абхиджня). Полностью освободить Ч. от «загрязнений» могут лишь архаты. Концепция сияющей Ч., изначально присущей всем живым существам и содержащей потенциал к окончательному освобождению (нирвана), разделяется многими школами традиц. буддизма (тхеравада, махасангика, дхармагуптака), однако не является для них особо значимой. В махаяне она выдвигается на первый план, трансформируясь в концепцию бодхичитты — «мысли о пробуждении» и «природы будды».


См. также: Виджняна; Манас; Йогачара; Санскрита-дхармы — асанскрита-дхармы.
Лит.: Johansson R.E.A. Citta, Mano, Vinfiäna — A Psychosemantic Investigation // University of Ceylon Review. 1965. Vol. 23. Pt 1-2. P. 165- 215; Sarathchandra E.R. Buddhist Psychology of Perception. Colombo, 1968; WaymanA. Regarding the Translation of the Buddhist Terms Sanna/Samjnä, Vinnäna/Vijnäna // Malalasekera Commemmoration Volume / Ed. C.O.H. de Wijasekera. Colombo, 1976; Johansson R.E.A. The Dynamic Psychology of Early Buddhism. L., 1979; Harvey P. The Selfless Mind. L., 1995; Waldron W. The Buddhist Unconscious. The Älayavijnäna in the Context of Indian Buddhist Thought. L.-N.Y., 2003.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика