Чжэнькун-цзяо

Чжэнькун-цзяо 真空教 («учение Подлинной/Истинной пустоты»), чжэнькун-дао («Путь Подлинной пустоты»), уцзи-дао («Путь Беспредельного»), тянькун-дао («Путь Небесной пустоты»), чжэнькун цзышанъ-хуй («Общество добродетели Подлинной пустоты»). Одно из крупнейших течений кит. сектантства. Доктрина Ч. восходит к идеям дашэн-мэнъ («Врата махаяны»; см. Махаяна), секты буд. толка, и учению Ло Цина. Основателем Ч. считается монах Ляо Дипинь (1827-1893). Он говорил о необходимости через мистич. опыт осознать «Беспредельное и Подлинную пустоту» (см. Шуньята) и понять, что буддизм, конфуцианство и даосизм в равной степени «в пустоте обретают Великое дао», призывал к пустынножительству, вегетарианству и постоянной медитации. Провозглашалось, что вступивший в Ч. сумеет избавиться от страсти к опиекурению, без лекарств излечиваться от всех болезней и даже приобщиться к сонму небожителей.

В отличие от большинства других сектантских объединений в основе идеологии Ч., вопреки буд. фразеологии, лежит не столько буд. сотериологич. идея, сколько мистицизм раннего даосизма. Священными книгами учения Ляо Ди-пинь объявил «Ло Цин у бу цзин» («Пятиканоние Ло Цина»), ряд конф. и даос, канонов, в т.ч. «Дао дэ цзин». Учение Ч. приобрело популярность на юге Китая, в Шанхае, Нанчане, провинциях Цзянсу, Хубэй, Фуцзянь, Гуандун, откуда пришло в Сингапур, Гонконг, Малайзию и Филиппины.

В 1929 лидерство в Ч. наследовал дальний родственник первопатриарха Ляо И-пу. Тогда же возникли вооруженные отряды последователей учения. В 1948 Ч. открыло офиц. представительство в Нанкине, однако легализация объединения, в т.ч. его вооруженных структур, при власти кит. коммунистов не удалась. Деятельность Ч. была нелегально возобновлена в КНР с нач. 1980-х. Неофитов не в последнюю очередь привлекает перспектива излечения от всех болезней, причиной к-рых объявляются «противодействие небесному принципу и нанесение ран собств. внутр. природе и чувствам».

Лечение включает употребление «чая бессмертных небожителей», приготовленного руководителем местного отделения Ч. из трав, в т.ч. галлюциногенов, и длительную медитацию. Такой же «чай» адепты учения употребляют во время священнодействий, в т.ч. ритуалов инициации. Последователи Ч. не употребляют мяса и вина, не признают изображений святых.


Лит.: Ло Сян-линъ. Люсин юй Гань Минь Юэ цзи Малайя чжи чжэнькун-цзяо (Учение Истинной пустоты, распространившееся в Цзянси, Фуцзяни, Гуандуне и Малайе). Сянган, 1962; Баоцзюань о Пу-мине / Изд. текста, пер. Э.С. Стуловой. М., 1979. С. 69; Лянь Ли- чан. Фуцзянь мими шэхуй (Тайные общества Фуцзяни). Фучжоу, 1988; Ma Си-ша, Ханъ Бин-фан. Чжунго миньцзянь цзунцзяо ши (История китайских народных религий). Шанхай, 1992; Тертицкий K.M. Китайские синкретические религии в XX веке. М., 2000. С. 345-358, указ.

A.A. Маслов, А.И. Кобзев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика