Далай-лама

Далай-лама (букв. «Учитель, [подобный] океану»; монг. далай — «океан», тиб. лама — «духовный учитель») — титул духовного и полит, лидера Тибета, почитаемого как земное явление бодхисаттвы Авалокитешвары. Собственно тиб. титул — гъялва ринпоче («драгоценный Победитель»; «Победитель» — титул будд). Титул Д. пожалован в 1578 монг. (ойратским) Алтан-ханом приглашенному к его двору тиб. ламе школы гелук Сонам Гьяцо (Гьяцо — тиб. «океан»; 1543— 1588). Вместе с титулом обращенный в буддизм Алтан-хан, войска к-рого контролировали тиб. территорию, пожаловал Д. власть над Тибетом, и с 1578 Д. стали управлять тиб. гос-вом. Со временем Д., сосредоточив высшую духовную и полит. власть, стали общепризнанным авторитетом для приверженцев сев. буддизма, сфера влияния к-рого охватывала, кроме Тибета, ряд гималайских стран, нек-рые районы Китая, Монголию, Бурятию, Калмыкию и Туву.

К моменту получения титула Сонам Гьяцо считался третьим в ряду перерождений ученика Цонкапы Гендун Друпа (1391-1474), к-рого объявили первым Д. (Д. I). Вторым Д. (Д. II), перерождением Гендун Друпа, был признан Гендун Гьяцо (1475-1542). Следующий Д. IV, Йонтен Гьяцо (1589-1617), единственный из Д., родившийся вне Тибета, был монголом, внуком Алтан-хана. Д. V, Нгаванг Лосанг Гьяцо (1617-1682), названный за свои выдающиеся заслуги Великим, оставил больше сочинений, чем все его предшественники, построил гигантский дворец Потала в Лхасе и, самое главное, вновь объединил под своей властью все тиб. княжества, образовавшиеся в IX в. после распада единого тиб. гос-ва. Д. VI, Цанъ-янг Гьяцо (1683-1706), был единственным Д., кто отказался от монашеских обетов. Из остальных Д. (IX-XII умирали очень рано) наиболее известен Д. XIII, Туптен Гьяцо (1876-1933). Как и Д. V, он был прозван Великим за то, что сумел вернуть независимость Тибету, находившемуся на протяжении долгого времени в вассальной зависимости от кит. дин. Цин (1644-1911), установил контакты с рус. царем через своего бур. учителя Агвана Доржиева (1853-1938) и построил буд. храм в Санкт-Петербурге. Ныне здравствующий Далай-лама XIV, Тендзин Гьяцо (род. 1935), после ввода в Тибет войск НОАК (предсказанного Д. XIII в 1932), живет в эмиграции в Индии (Дхарамсала, шт. Химачал-Прадеш).

Д. являются представителями господствующей в Тибете школы гелук, но ею не руководят, по традиции эту школу возглавляет настоятель монастыря Ганден. Формально Д. не управляет также другими тиб. буд. школами, но почитается ими как высший духовный авторитет. Положение Д. является не наследственным (по традиции они становятся монахами с детства и поэтому не имеют детей) и не выборным (как, напр., в католицизме). Все четырнадцать Д., согласно буд. учению о реинкарнации, являются последовательными воплощениями одного и того же Д. Ритуал поиска и отождествления перевоплощений Д. оформился к сер. XVIII в.: после кончины Д. монахи ищут мальчика, в теле к-рого воплотилось сознание умершего. Его находят исходя из различного рода знаков, пророчеств оракулов, и, наконец, тестирования потенциальных кандидатов, к-рым обычно предлагается узнать предметы, принадлежавшие предшественнику. Избранный кандидат воспитывается и получает образование в монастырях (см. Образования философия) школы гелук. Полная интронизация Д. совершается по достижении им 18 лет. До его совершеннолетия обязанности Д. исполняет регент.

A.A. Терентьев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика