Далай-лама XIV

Далай-лама XIV, Тендзин Гьяцо (тиб. bsTan 'dzin rgya mtsho; род. 06.07.1935) — выдающийся совр. буд. деятель, лауреат Нобелевской премии мира 1989, духовный и полит, лидер тиб. народа, почитающего Далай-ламу воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары.

Тендзин Гьяцо (это имя получено при монашеском посвящении; урожденный Лхамо Дондруп) родился в дер. Такцер тиб. пров. Амдо; в трехлетнем возрасте был признан реинкарнацией Далай-ламы XIII (титул далай-лам передается по линии последовательных перерождений). Его монашеским образованием руководили лучшие тиб. ученые монахи. В связи с вторжением в Тибет войск КНР осенью 1950, не успев завершить обучения, в 16-летнем возрасте Д. XIV был вынужден принять на себя обязанности главы гос-ва. В дек. 1950 покинул Лхасу и обосновался в Ятунге (у границы с Сиккимом). В 1954 Д. XIV посещает Пекин, где встречается с Мао Цзэ-дуном и другими кит. лидерами. Несмотря на обещания Мао вести умеренную политику в Тибете, кит. военные власти начинают форсировать коммунистич. реформы, в результате чего 10.03.1959 в Лхасе вспыхивает стихийное народное восстание. Д. XIV и его окружение вынуждены бежать в Индию, и десятки тыс. тибетцев, с риском для жизни перейдя Гималаи, последовали в эмиграцию за Д. XIV. Кит. армия жестоко подавила восстание, но в ряде р-нов Тибета продолжалась партизанская война. Бесперспективное вооруженное сопротивление остановилось благодаря увещеваниям Д. XIV, к-рый как буддист является сторонником ненасилия (санскр. ахимса).

В Индии Д. XIV воссоздает тиб. правительство, к-рое продолжает представлять интересы тибетцев (в т.ч. интересы ок. 120 тыс. тибетцев, оказавшихся в эмиграции), не смирившихся с присоединением Тибета к КНР. В 1963 Д. XIV разрабатывает демократич. Конституцию Тибета, согласно к-рой верховная власть должна перейти от Д. XIV к всенародно избранной Народной Ассамблее и назначаемому ею правительству. Эта «перестройка» поэтапно вводится в жизнь, и сейчас всей полнотой полит, власти в Тиб. эмиграционной администрации располагает уже не Д. XIV, а правительство и парламент. Официально за Д. XIV остаются лишь духовные функции, но он является нац. лидером с непререкаемым авторитетом. Заявляя, что самому тиб. народу предстоит решить, сохранять ли в будущем ин-т далай-лам, Д. XIV предупреждает, что, если Тибет не станет свободным, следующее свое рождение он осуществит на территории, не контролируемой китайцами. На протяжении всей жизни Д. XIV прилагает усилия, чтобы решить тиб. проблему мирным Срединным путем — без вооруженной борьбы за независимость.

Он неотступно оказывает моральное давление на КНР, рассказывая правду о положении в Тибете в своих книгах и выступлениях, обращениях в ООН, встречах с парламентариями и руководителями многих стран, включая США, Великобританию, Францию и др. В 1987 Д. XIV, несмотря на нац. унижение Тибета, гибель более 1 млн. тибетцев, разрушение кит. войсками и хунвэйбинами более 4 тыс. древних буд. монастырей, — вместо призывов к мести делает решительный шаг к компромиссу в отношениях с КНР — заявляет о готовности согласиться на автономию Тибета в составе КНР в случае, если условия сохранения этой автономии будут выполняться. Последовательная позиция ненасилия снискала Д. XIV всемирное уважение, и в 1989 за миротворческую деятельность ему присуждают Нобелевскую премию мира.

Д. XIV побывал в 46 странах мира, в т.ч. в СССР и России. Помимо тиб. ученой степени гегие, имеет почетные докторские дипломы десятков ун-тов мира, в т.ч. российских. Постоянно занимается самообразованием и ежегодно встречается с зап. учеными для обсуждения проблем науки.

В буд. мире высоко ценят вклад Д. XIV в развитие буд. учения. Его усилиями тибетская буд. культура сохраняется и развивается даже вдали от отечества. Известен яркими, нетривиальными интерпретациями наиб, сложных вопросов буд. философии, а также широкой передачей тантрич. посвящений, на к-рые приезжают сотни тыс. верующих из разных стран, привлекаемые глубиной его духовного опыта, приобретенного в ежедневных многочасовых медитациях. Важными элементами религ. модернизации тиб. буддизма стали инициативы Д. XIV по введению в учебную программу монастырских ун-тов факультативов по совр. науке, введению традиции полного монашеского посвящения для женщин (не только гецулма, но и гелонгма), предоставлению женщинам возможности получения ученой степени геше.

Важной темой его трудов, обращений, бесед на встречах с Папой Римским и другими религ. лидерами является развитие межрелигиозного диалога. Повторяя тезис о необходимости существования множества религий и отвергая прозелитизм, Д. XIV обычно начинает свои выступления в небуддийских странах с просьбы к присутствующим не оставлять свою религию ради обращения в буддизм. Он выдвинул немало важных идей и предложений, касающихся улучшения взаимопонимания между религиями и народами и относительно развития человечества в целом. Обобщением его мыслей в этой сфере стала книга «Этика для нового тысячелетия», к-рая выдвигает концепцию социального развития и мироустройства, основанного на осознании нашей взаимообусловленности и всеобщей ответственности за настоящее и будущее мира.

Д. XIV написал десятки книг. Наиб, известные его произведения переведены и на рус. яз., в т.ч. две автобиографии: «Свобода в изгнании» (СПб., 1992), «Моя страна и мой народ» (М., 2000), а также: «Мир тибетского буддизма» (СПб., 1996; 2002), «Этика для нового тысячелетия» (М., 2001; 2004; СПб., 2005). О нем написаны книги, научные работы, созданы фильмы.

А.А. Терентьев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика