Дана

Дана (санскр., пали dana, «дар», «дарение») — добродетель щедрости, благотворительности, считавшаяся важным условием и мирского и духовного преуспеяния начиная с самых ранних памятников инд. культуры. Уже один из гимнов «Ригведы» напоминает богатым, что следует уделять что-то и бедным, т.к. богатства преходящи и надо уметь пользоваться ими (Х.117). В «Брихадараньяка-упанишаде» божество грома дает наставление давать милостыню наряду с предписанием контролировать себя и оказывать сострадание другим (V.2.3), в «Чхандогья-упанишаде» Д. рекомендуется наряду с аскезой, невреждением, честностью и правдивостью (III. 17.4). Д. входит в перечни добродетелей дхармашастр (Яджнявалкья-смрити 1.122 и т.д.) и прославляется в дидактических текстах «Махабхараты». В текстах Палийского канона Д. рассматривается как добродетельный акт, приносящий «заслугу» (пунья) — первый из группы этих актов, наряду с добродетельным поведением (шила) и медитацией (Дигха-никая Ш.218). Эти тексты свидетельствуют по крайней мере о трех способах классификации информации, связанной с Д.: дифференцируются восемь объектов дарения (Ангуттара-никая Ш.239), восемь способов подачи милостыни (Дигха-никая Ш.258) и пять правильных «образов» благотворительности: давать с верой, тщательно, быстро, не раскаиваясь и не в ущерб себе или другим (Ангуттара-никая III. 172). Согласно абхидхармистам высший дар — не материальный, это дар Дхармы, а пять «великих даров» — пять периодов жизни, рассматриваемых как дар другим (Катхаваттху VII.4 и т.д.).

В буддизме махаяны Д. — первое из шести основных «совершенств» (парамиты) бодхисаттвы. Сотериологический трактат «Бодхисаттва-бхуми» (IV в.) различает девять разновидностей Д.: готовность отдать все что ни попросят; готовность пожертвовать любой собственностью (вплоть до собственного тела); готовность пожертвовать самыми дорогими предметами; неразличение лиц, коим оказываются благодеяния; дарение, сопровождаемое почитанием и благоговением перед одариваемым; неразличение одариваемых; дарение с целью облегчения реальных нужд; дарение ради благополучия одариваемого и в этой жизни и в следующей; дарение незамедлительное. Др. разновидности добродетельного дарения включают: дарение без колебаний, отказ от привычки «накапливать» дары для другого раза; дарение при отказе от тщеславия; дарение при полном бескорыстии; дарение, сопровождаемое состоянием радости; дарение всего лучшего; дарение не ради наращивания «заслуги». Предполагается, что в результате культивирования Д. бодхисаттва до такой степени продвигается в добродетели самоотрицания, что может совсем освободиться от личностного самосознания и «раствориться» в конечном просветлении. Этот «идеал», как кажется, несколько противоречит др. установке самих же махаянистов, по к-рой Д. должна быть не безмерной, но рассудительной. Махаянистам также присуща вера в то, что Д. в случае конфликта с собственно моральными предписаниями следует отдать предпочтение: приводится «назидательный» рассказ о бодхисаттве, к-рый из сострадания к одной женщине вступил с нею в связь.


См. лит. к ст. Парамиты.

В.К. Шохин

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика