Дандарон Бидия Дандарович

Дандарон Бидия Дандарович (28.12.1914, с. Кижинга Забайкальской обл., — 26.10.1974, пос. Выдрино, Бур. АССР) — буд. мыслитель, философ, буддолог и тибетолог, религ. деятель. Получил традиц. буд. образование, обучаясь у своего отца (Агван Силнам-лама, религ. поэт и буд. философ, в миру Доржи Бадмаев) и в школе буд. монастыря (дацан). Был признан перерождением настоятеля одного из тиб. монастырей Кумбума Джаяксы-гэгэна, посещавшего Бурятию в 1894 и 1910. Ученик известного йога-созерцателя Лубсан-Сандана Цыденова (1842-1920), основателя т.н. «балагатского движения» в Бурятии с целью возрождения в новых общинах вдали от людей и монастырей истинной тантрич. практики (см. Тантра). В 1920 Д. был объявлен его духовным преемником и провозглашен дхармарадэюей («царь Закона»). В 1936 Д. поступил в Ленинградский ин-т авиац. приборостроения, одновременно занимался у тибетолога А.И. Вострикова (1904-1937) на восточном ф-те ЛГУ и у известного буд. религ. деятеля Агвана Доржиева (1853-1938). В 1937 арестован по вымышленному обвинению в «контрреволюционной заговорщицкой деятельности по созданию пан-монгольского националистич. движения с целью свержения советской власти в Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве» (ст. 58-10, ч. 1 УК РСФСР) и приговорен к расстрелу, замененному 10 годами лагерей. В заключении продолжал свое филос. и религ. образование. В 1943 освобожден из мест лишения свободы в Амурской обл. по состоянию здоровья и отправлен на поселение, откуда бежал. Был в числе авторов письма на имя И.В. Сталина о содействии восстановлению буд. дацанов в Бурятии. Повторно арестован в 1948. Освобожден в 1956; в 1958 реабилитирован.

В 1957-1972 — сотрудник Бурятского комплексного НИИ СО АН СССР (г. Улан-Удэ), где исследовал фонд Рукописного отдела, подготовил «Описание тибетских рукописей и ксилографов» (вып. 1: М., 1960; вып. 2: М., 1965). Автор ряда трудов в области тиб. и монг. источниковедения и буддологии, в т.ч.: «Источник мудрецов: тибетско-монгольский терминологический словарь буддизма (Парамита и Мадхьямика)» (Улан-Удэ, 1968; совм. с P.E. Пубаевым), пер. с тиб. яз. сочинения Сумба-хамбо «История Кукунора, называемая „Прекрасные ноты из песни Брахмы"» (М., 1972), др. переводы, описание тиб. канона, а также худ. произведения. Вместе с Ю.Н. Рерихом (1902-1960) участвовал в разработке перспективного плана исследований по буддологии в СССР. Совместно с Б.В. Семичовым и Ю.М. Парфионовичем издал «Краткий тибетско-русский словарь» (М., 1963). Первый систематич. труд по философии Д. написал в лагере. Есть версия, что «Необуддизм», написанный им в заключении и подписанный именем Зидабазар (санскр. Читтаваджра — «Алмазоподобное сознание», второе имя Д., полученное им при посвящении от Л.-С. Цыденова), был вывезен за пределы страны поляком Кокошкой, к-рый отбывал заключение вместе с Д. и был освобожден раньше. Судьба рукописи неизвестна, но, возможно, в какой-то степени суть работы воспроизведена в «99 письмах» (1956), где Д. выразил свое видение буддизма и наметил пути синтеза положений буддизма с идеями зап. философии и совр. науки, создания нового религ.-филос. видения мира на основе учения Будды — необуддизма.

В книге «Мысли буддиста», охарактеризованной специалистами как «филос. энциклопедия для европейцев», Д. излагает собственные филос. взгляды, сформировавшиеся в значительной степени под влиянием школы виджнянавадинов- йогачаров (см. Йогачара), обширно цитируя буд. авторов. Он полагал, что филос. концепция имеет значение только в качестве подхода к практике. В то же время поступательное развитие мира, по Д., следует рассматривать неразрывно с процессом совершенствования личности и сознания практикующего.

В 1972 Д. в третий раз арестован за «антисоветскую» религ. деятельность и приговорен к 5 годам лагерей. Умер в 1974 в заключении. В лагере им была написана «Черная тетрадь» — последний филос. труд, отражающий буд. представления о совр. мире. Как и в «Мыслях буддиста», автор пытается переосмыслить историю европ. культуры, науки и философии в контексте буд. мировоззрения. Ряд трудов Д. до сих пор остается неопубликованным.


Соч.: Aga monastery // Encyclopedia of Buddhism. Vol. 1. Colombo, 1963; Мысли буддиста. Владивосток, 1992; 99 писем о буддизме и любви (1956-1959 гг.). СПб., 1995; Черная тетрадь (О четырех благородных истинах). СПб., 1995; Махамудра как объединяющий принцип буддийского тантризма // Тибетский буддизм: теория и практика/ Под ред. Н.В. Абаева. Новосиб., 1995. С. 6-33; Теория шуньи у мадхьямиков // Там же. С. 33-50; Письма о буддийской этике. СПб., 1997 (Философы России XX века); Избранные статьи. Черная тетрадь. Материалы к биографии. История Кукунора Сумба Кенпо/ Сост. В.М. Монтлевич. СПб., 2006.
Лит.: Дандарон Б.Д. // Ученые-исследователи Бурятского института общественных наук СО РАН. Улан-Удэ, 1977. С. 79-80; Дандарон // Буддизм. Словарь. М., 1992. С. 107; Дандарон Б.Д. // Люди и судьбы: Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период (1917-1991) / Изд. подготовили Я.В. Васильков, М.Ю. Сорокина. СПб., 2003. С. 139-141; Бидия Дандарон: жизненный путь и духовный подвиг // Тайны Бурятии: спецвыпуск. Улан-Удэ, [2003]; Lepekhov S.Yu. Philosophical Views of B.D. Dandaron (1914-1974) // Buddhism in Asia: Challenges and Prospects. Varanasi, 2006. P. 74-76; Дандарон М.Б. Забытое авторство: религиозное сознание и социальное конструирование реальности. Улан-Удэ, 2007; она же. Необуддизм. Синтез дхармы и науки: Религиозно-научный синкретизм в философской системе Б.Д. Дандарона. Улан-Удэ, 2007; она же. Социальное конструирование религиозного сознания. Автореф. докт. дис. Улан-Удэ, 2009.

С.Ю. Лепехов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




div>

Яндекс.Метрика