Дао-ань

Дао-ань 道安, Ши Дао-ань. 312/314, совр. пров. Хэбэй, — 385. Кит. буд. мыслитель и религ. деятель. Происходил из рода Вэй. Покинув дом в 12 лет, сначала поступил в учение к Фо Ту-чэну, а затем проповедовал буддизм в Сянъяне. В 379 на него обратил внимание один из тогдашних правителей, Фу Цзянь, и забрал его с собой в Чанъань, где Д. стал настоятелем монастыря Учун-сы с несколькими тыс. обитателей. Здесь он частично перевел ранние буд. тексты — сутры агамы (кит. ахань цзин) и составил первый в истории кит. буддизма список переводной лит-ры «Цзун ли чжун цзин му лу» («Упорядоченный каталог множества сутр»). Был автором многочисленных предисловий и комментариев к переводам буд. канонич. текстов. Занимался проблемами семантики буд. терминологии и перевода текстов с санскрита. Известен как проповедник и энергичный организатор монашеских общин (см. Сангха). Составил монастырский устав «Сэн ни гуй фань» («Образцовые правила для монахов и монахинь»). Впервые ввел обязательное использование знака ши Щ (первого знака в кит. транскрипции имени Будды Шакьямуни: Шицзямоуни) как фамильного — Ши — для всех монахов.

Филос. концепция Д. известна как «учение о коренном отсутствии» (бэнъу-сюэ). Он считается основателем одноименного направления в кит. буддизме (бэньу-цзун — школа коренного отсутствия). Учение Д. сочетало буд. доктрину праджни (высшая мудрость, кит. божэ) с положениями философии сюань-сюэ (учение о сокровенном), рационализирующей и во многом развивающей метафизику даосизма в интерпретации Ван Би (III в. н.э.) и Хэ Яня (II—III вв.). Д. рассматривал категорию шуньята («пустота») философии мадхьямиков (см. Мадхьямака) в качестве аналога традиц. кит. концепции «отсутствия/небытия» (кит. у) — неоформленного потенциального бытия, к-рое он трактовал как субстанциональную основу всего сущего, причем праджня составляла когнитивный аспект этой субстанции. «Коренное отсутствие» (бэнь у) Д. рассматривал также как порождающее начало сущего и основу его единства. Постижение природы «отсутствия/небытия» выступало у него как «просветление» и обретение нирваны. Его философия, испытавшая значительное воздействие даосизма, в свою очередь, существенно повлияла на последующее развитие доктрин кит. буддизма.

Основные соч.: «Гуан цзань чжэ чжун цзе» («Разъяснение о приведении в согласие толкований к Панчавимшати-сахасрика-сутре») и «Фа гуан божэ си и чжунь» («О разъяснении неясностей в испускающей сияние Праджняпарамита-сутре»).


Лит.: Щуцкий Ю.К. Даос в буддизме // Восточные записки. Т. 1. Л., 1927. С. 235-250; Link A.E. The Taoist Antecedents of Tao-an's Prajna Ontology // HR. 1969-1970. Vol. 9. No. 2-3.

Г.А. Ткаченко, Е.А. Торчинов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика