Дао-шэн

Дао-шэн 道生, Чжу Дао-шэн, Ши Дао-шэн. 355/360, Цзюйлу (совр. уезд Пинсян пров. Хэбэй), — 432/434, Пэнчэн (совр. Сюйчжоу пров. Цзянсу). Кит. мыслитель, буд. монах, переводчик и комментатор сутр.

Вступил в буд. общину монастыря Вагуан-сы. Был учеником Чжу Фа-тая. Много путешествовал, посетил осн. центры буддизма того времени: Чанъань, Цзянь- кан, гору Лушань. Был знаком с Хуй-юанем, Санградэвой, Сэн-чжао, Се Лин- юнем. Принимал участие в переводе сутр под рук-вом Кумарадживы. Отстаивал идею наличия «природы будды» (кит. фо син, санскр. буддха-дхату, татхагата-гарбха) во всем сущем, за что был обвинен в ереси и в 428 изгнан из столицы Восточной Цзинь — Цзянькана. Д. был реабилитирован и в 430 возвращен в столицу после того, как с завершением перевода на кит. яз. «Нирвана-сутры» (полное назв. «Махапаринирвана-сутра» — «Сутра о великой паринирване») выявилось соответствие его взглядов идеям, изложенным в сутре. По традиции этот текст — последняя проповедь Будды, в к-рой утверждается, что каждое живое существо изначально обладает «природой будды» и поэтому может стать буддой. Известно, что Д. умер во время проповеди.

Д. сформулировал осн. идеи, отражающие специфику кит. буддизма, в т.ч. постулат о «внезапном просветлении» (кит. дунь у). Он доказывал, что акт осознания собств. «природы будды» не может быть постепенным. Утверждения Д. о бессмысленности накопления заслуг и иллюзорности представлений о рае были откровенным выпадом против основателя школы Чистой земли (кит. цзинту-цзун; см. Чистая земля) Хуй-юаня. Взгляды Д. получили дальнейшее развитие в важнейших направлениях кит. буддизма — школах чань-цзун и тяньтай-цзун. Из произведений Д. сохранилось «Толкование „Сутры лотоса благого Закона"» («Мяо фа лянь хуа цзин шу»; «Сутра лотоса» см. «Саддхармапундарика-сутра»), фрагменты комментариев (кит. и шу — «толкование смысла») к «Нирвана-сутре» и «Вималакирти-нирдеша-сутре». Отдельные высказывания Д. приводятся в сочинениях его современника Сэн-чжао.


Соч.: Мяо фа лянь хуа цзин шу (Толкование «Сутры лотоса благого Закона») // Сюй цзан цзин (Продолжение собрания [буддийского] канона). Т. 150. Тайбэй, 1970; Чжунго фо-цзяо сысян цзыляо сюань бянь (Избранные материалы по буддийской мысли в Китае). Пекин, 1988.
Лит.: Liebental W. A Biography of Chu Tao-sheng // Monumenta Niponnica. Tokio, 1955. № 11; id. The World Conception of Chu Tao-sheng// Monumenta Niponnica. Tokio, 1956. № 12; Kim Young-ho. Tao-sheng's Commentary on the Lotus Sutra. N.Y., 1990.

M. A. Пивоварова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика