Дацан в Бурятии

Дацан в Бурятии (тиб. grwa tshang). В тиб. традиции Д. — учебное отделение (школа) буд. монастыря с многолетней программой обучения (см. Образования философия), в Бурятии Д. — буд. монастырь.

Буд. монастыри в Бурятии создавались по образцу тибетских и монгольских, к-рые, в свою очередь, были копией инд. монастырей (см. H алан да). Д. предназначались для жизни и религ. практики монахов, входящих в общину (санскр. сангха), а также для обучения молодых послушников (монг. хуварак). Д. традиционно делятся на «учебные» и «отшельнические». В Бурятии и Туве встречаются Д. только первого типа. Как и большинство буд. монастырей, Д. были культурными и образовательными центрами своего времени, обладали большими книгохранилищами, являлись центрами книгопечатания.

Д. представляют собой прямоугольное в плане огороженное место, строго ориентированное по сторонам света. Возводятся обычно на нек-ром удалении от населенных мест и вблизи водоемов (предпочтительно южный склон горы и северный берег реки). Место определяют монахи (лама) и астрологи после исследования состава почвы и топографич. особенностей местности. В центре Д. находится соборный храм (тиб. цокчен дукан), где проводятся ежедневные службы при участии всех монахов. Вокруг центр, храма строились здания (дуган, тиб. дукан) учебных отделений (факультетов), на к-рых изучались: философия, логика, астрология, медицина и др. дисциплины. Как внутри ограды, так и за ее пределами могут располагаться храмы (сумэ, тиб. лхаканг), посвященные отдельным божествам. Рядом с центр, храмом обычно воздвигаются субурганы (санскр. ступа) — культовые сооружения, представляющие собой реликварии или мемориалы, рассматриваемые как символич. вертикальная модель вселенной. Субурганы могут находиться и за оградой монастыря. Ближе к ограде располагаются жилища монахов, библиотека, печатня и различные хозяйств, постройки. Храмы и жилища обыкновенно обращены центр, фасадом на юг. Южные ворота считаются главными, ими пользуются в торжеств, случаях.

Центр, храм Д. состоит из двух помещений: большого зала с колоннами и сиденьями для лам и задней части. Крыша храма украшается золоченым куполообразным навершием. Крыша предцверного отделения портала украшается всегда золочеными изображениями «колеса Закона» (тиб. чойнкор) и по обеим его сторонам двух антилоп. Изображения колеса и антилоп символизируют первую проповедь Будды. Перед северной алтарной стеной храма в центре устанавливается статуя Будды Шакьямуни, по сторонам — изображения др. божеств и почитаемых лам. В лхакангах, имеющих обычно только одно помещение, устанавливаются статуи Майтреи, Цонкапы и др.

В Д. существуют традиц. должности: настоятель (ширетуй), его гл. помощник, помощник по хозяйств, делам, лама, руководящий собранием монахов (хурал) во время богослужения, лама, следящий за порядком и распределяющий пожертвования прихожан во время хурала, его помощники, лама, начинающий чтение канонич. текста, лама, следящий за подготовкой алтаря и размещением культовых предметов во время хурала, и др. Движимое и недвижимое имущество Д. находится в ведении казначейства (джаса) во главе с казначеем. Казна делится на принадлежащую всей общине и на распределяемую среди духовенства в зависимости от должности и духовной степени.

Закончивший курс обучения буд. философии после успешного участия в диспуте (см. Диспут в тибетском буддизме) получал ученую степень габжа (тиб. капчу), лхарампа или рапджампа, в зависимости от того, в каком монастыре устраивался диспут. Напр., степень лхарампы можно было получить только в Лхасе в одном из монастырей школы гелук: Бребун, Ганден и Сера. В Д. обучали также медицине (манба, тиб. менпа). Впервые обучение медицине в Бурятии началось в Цугольском Д. в 1869 под рук-вом монг. Чой-манрамбы. Первым бур. ламой-целителем был его ученик Гуру-Дарма Биликтуев. Мед. школы существовали также в Агинском, Эгитуйском, Ацагатском, Тугнугалтайском, Джидинском, Янгажинском и Кыренском Д. По окончании школы присваивалась степень манрамба (тиб. менрампа).

В соответствии с принятыми обетами согласно уставу монашеской жизни (санскр. виная) и полученными духовными посвящениями монахи получают духовные звания: убагии (тиб. генъен, санскр. упасака), барма рапджун, гецул (санскр. шраманера), гелонг (санскр. бхикшу). При замещении должностей общего администр. управления в Д. и культовой иерархии в храмовых богослужениях учитывается достигнутая степень духовного посвящения и наличие степени богословского образования. Помимо ученых и рядовых лам, занятых в осн. храмовыми богослужениями, при Д. обычно есть монахи, специализирующиеся в разл. видах деятельности: иконописцы, астрологи, предсказатели, прорицатели, резчики печатных досок, скульпторы, чеканщики, литейщики, плотники, печники и т.д. Храмы в Монголии, Бурятии и Туве строятся из камня, кирпича и дерева. Жилища монахов в Бурятии — обычные деревянные дома. Первые Д. размещались в войлочных юртах, обычно при ставке правителя родовых этнич. групп, и перекочевывали вместе с ней. В 1741 был основан Цонгольский (Хилгантуйский) Д., ставший первым стационарным Д. в Забайкалье, его первым настоятелем был тиб. лама Чойджи Агван-Пунцок. Его ученик Дамба-Даржа Заяев (Заягийн, 1711-1776) был отправлен в Лхасу в 1724, где получил посвящения от панчен-ламы и далай-ламы. В 1764 он был утвержден верховным ламой (пандито хамбо-лама) всего Забайкалья. В 1741 Жимба Ахалдаев основал Тамчинский (Гусиноозерский) Д. и после смерти Заяева стал носить титул пандито хамбо-ламы наряду с настоятелем Цонгольского Д. — Содномпилом Хэтэрхеевым. В 1809 Тамчинский Д. — религ.

центр всех левобережных селенгинских бурят становится главным сумэ всего Забайкалья. В 1773 был заложен Кудунский Д. Первым ширетуем стал монг. лама Лубсан Дондуб. В 1786 построен Тугнуйский Д. В 1795 хоринский тайша Дамба-Дугар Иринцеев (1768-1804) построил Анинский Д., первым настоятелем к-рого стал Пунцок-лама. Его преемник Лобсан-Содбо сыграл большую роль в распространении буддизма в Бурятии. В 1811 был основан Агинский Д., в 1814 — Аларский, в 1818 — Баргузинский. В 1825 от Анинского отделился Эгитуйский Д. В 1826 основаны Ацагатский и Цугольский Д. Основатель Цугольского Д. Лобсан- Лхундуб Дандаров открыл первую бур. школу классического буд. фил ос. образования (тиб. ценьи), по образцу к-рой создавались подобные школы в других бурятских Д. Ученик и преемник Дандарова Галсан-Жимба Дылгыров (1816-1872) перевел на монг. язык, адаптировал и издал целый ряд сочинений тиб. авторов, в т.ч. сочинения Сумпа Кенпо («Паксам джонсан») и Цонкапы («Ламрим ченмо»). В 1826-1828 построен Чесанский Д., в 1831 — Цолгинский. Настоятелем Цолгинского Д. был выдающийся бур. просветитель и ученый Ринчен Номтоев (1821— 1909), автор трудов по грамматике и этнографии. Пятый настоятель Агинского Д. Галсан-Жимба Тугулдуров (1817-1872) перевел с тиб. на монг. яз. целый ряд сочинений и составил тиб.-монг. словарь «Светильник, разъясняющий значения слов». Ширетуй Анинского Д. Лобсан Галдан-ринпоче — автор «Ясного зерцала» — адаптированного изложения «Ламрима» Цонкапы.

Д. вели широкую благотворительную и просветительскую деятельность. Значительная помощь была оказана рос. ученым в сборе материалов и коллекций. Многие хамбо-ламы тесно сотрудничали с Рус. геогр. обществом и рос. ун-тами. На личные пожертвования хамбо-ламы Дампила Гомбоева (1831-1896) в Чите была открыта женская гимназия и мужское среднее специальное учебное заведение. В годы русско-японской и 1-й мировой войны в бурятских Д. собирали средства для помощи раненым, открыли неск. лазаретов.

К нач. XIX в. число лам в Забайкалье превышало 2,5 тыс., что вызывало обеспокоенность у правительства и православного духовенства. 15 мая 1853 Сенат утвердил «Положение о ламайском духовенстве в Восточной Сибири», в к-ром определяется кол-во Д. — 34 и штат обслуживающих их лам — 285, из расчета один лама на 200 прихожан. Назначение на должность было возможно только при наличии офиц. дипломов, выдаваемых губернскими властями выпускникам Гусиноозерской школы хувараков.

После Февр. революции 1917 и в первые годы Советской власти были сняты все ограничения на открытие новых Д., в связи с чем в Забайкалье было заложено 10 новых дуганов (молитвенных зданий).

Советская власть в рамках антирелиг. политики повела борьбу с буд. духовенством. Д. закрывались и зачастую просто разрушались. Имущество национализировалось или уничтожалось. В кон. 1930-х в Бурятии не осталось ни одного из 46 Д. Многие ламы и активные верующие из мирян были подвергнуты репрессиям, физически уничтожены; многие успели эмигрировать. Буд. сангха в Бурятии фактически прекратила свое существование.

В 2009 в Бурятии были зарегистрированы 52 буд. орг-ции, к-рые входят в состав различных буд. объединений (Объединение буддистов Бурятии, Центральное духовное управление буддистов), большинство бурятских Д. объединены в Буддийскую традиционную сангху России. Резиденцией пандито хамбо-ламы является Иволгинский Д.


Лит.: Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. СПб., 1887; Ламаизм в Бурятии XVIII — начала XX века. Структура и социальная роль культовой системы. Новосиб., 1983; БарадийнБ. Буддийские монастыри // Orient: Альманах. СПб., 1992. Вып. 1. С. 61-115; Жамсуева Д.С. Агинские дацаны как памятник истории культуры. Улан-Удэ, 2001; Выдающиеся бурятские деятели. Вып. 6. Улан-Удэ, 2005; История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985-1999 гг. Элиста, 2011.

С.Ю. Лепехов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика