Дхарани

Дхарани (санскр. dhâranï, кит. толони, яп. дарани) — магич. заклинания и мистич. формулы, правильное произношение к-рых способствует земным успехам, в т.ч. в созерцании или совершении ритуала. В сутрах различаются четыре вида Д. — это заклинания ради сохранения: 1) собств. жизни, 2) текстов Закона/Дхармы, 3) практик Закона/Дхармы, 4) действенности сокровенных речений/мантр. Буд. комментаторы тантр полагают, что Д. суть знаки пребывания дхарма-каи, или «тела Закона/Дхармы» (см. Трикая), а также суть частицы мощей Будды — «телесного» проявления нирмана-каи, или «тела воплощения». В ваджраяне Д. по значению равноценны мантрам, будучи содержательно более длинными и более осмысленными.


Лит.: Андросов В.П. Учение Нагарджуны о Срединности. М., 2006. С 651.

В.П. Андросов

В Китае Д. и мантры считались одним из «трех сокровищ» (триратна) буддизма, включающим в себя шесть парамит. Особое значение им придавалось в эзотерич. течениях (см. Йогачара, Ваджраяна, Ми-цзун) и тайных синкретич. сектах. Для их обозначения в кит. яз. использовались не только фонетич. транскрипции толони и маньдало/маньтуло, но и семантич. эквиваленты цзун чи (букв, «полное удержание [контроля над соблюдением добра и устранением зла]»), чжоу («заклинание»), шэнь чжоу («священное заклинание»), ми-ми чжоу («тайное заклинание»), ми юй («тайная речь»), ми янь («тайное слово»), чжэнъ янь («истинное слово»), коу цзюэ («устный секрет»), мяо цзе («чудесная гатха») и др., обусловившие сами наименования кит. и яп. эзотерических школ {ми-цзун, чжэнъянъ-цзун, сингон-сю).

Иногда Д. и мантры различаются соответственно как ранние и более поздние формы или как предназначенные для индивидуального употребления и общего религ, служения. Примером последнего является самая знаменитая мантра «Ом ма ни пад ме хум», ставшая повседневной молитвой в буд. мире. В школе тяньтай-цзун «три дхарани» «Лотосовой сутры» (см. «Саддхармапундарика-сутра») соотносились с «тремя истинами»: «истиной пустотности [бытия]» (кун ди; см. Шуньята), «истиной условности [явлений]» (цзя ди) и «истиной срединной [позиции]» (чжун ди), к-рые в целом составляют «полную гармонию» (сань ди юань жун). В др. истолковании они определялись как психич. способности: удерживать в уме все услышанные истины Учения/Дхармы (вэнъ чи толони), безошибочно различать все дхармы (фэнь бе толони), быть независимым как от хвалы, так и от хулы {жу инь шэн толони). Считалось, что Д., сочетающие в себе звуковую и визуальную (буквенную, иероглифическую) природу, телесны, могут физически проникать в организм человека и сопровождать его в разных мирах и перерождениях. Их исполнение, с одной стороны, развилось в целый многоступенчатый ритуал, предполагающий произнесение предварительных формул, религ. обетов, клятв верности «трем драгоценностям», воскурение фимиама и т.п., а с другой — выродилось в Тибете и Монголии в механич. прокручивание молитвенных барабанов. По мнению В.П. Васильева (1818-1900), Д. не имманентны буддизму, а были привнесены в него из инородной (иноверческой и простонародной) среды, исповедовавшей примитивную магию слова, но здесь они получили теоретич. оправдание в положении о пустотности бытия, к-рое уравнивает слова и вещи как однопорядковые (бессущностные) явления. Согласно Васубандху (IV-V вв.), лишенные смысла Д. и мантры позволяют осознать подлинную пустотность дхарм. Подобная глоссолалия естеств. образом расцветала при переводе буд. текстов на др. языки. Все канонические Д. собраны в т. 1 тиб. канона Кангьюр. В кит.-яп. аналоге Трипитаки, называемом «Да цзан цзин» / «Дайдзо-кё» («Великая сокровищница канонов», № 1339-1341), они наиболее полно отражены в сутрах «Да-вэй-дэ толони цзин» («Сутра дхарани Великого мощью и благодатью / Ямантаки / Ваджра-бхайравы») из 20 цз. и «Да фа цзюй толони цзин» («Сутра дхарани великого светоча Учения/Дхармы») из 20 цз., переведенных Джнянагуптой (527-604), а также в представляющей собой один из основополагающих трактатов школы ми-цзун сутре «Да-фан-дэн толони цзин» («Сутра дхарани великой методичности и универсальности / махавайпулья») из 4 цз., переведенной Фа-чжуном (кон. IV — сер. V в.), обнаруженной в Дуньхуане.


Соч.: Тантрический буддизм / Пер. А.Г. Фесюна. М, 1999. С. 159— 176 и ел.; Кукай. Избранные тексты / Сост. А.Г. Фесюн. М., 1999. С. 13-14, 178-213 и ел.
Лит.: Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и лит-ра. Ч. 1. СПб., 1857. С. 142-145, 165, 177-183; Стулова Э.С. Вероучение секты Желтое небо // Баоцзюань о Пу-мине. М, 1979. С. 114-117; Тертицкий K.M. Китайские синкретические религии в XX веке. М., 2000. С. 182-186, 303, указ.; Судзуки Д.Т. Очерки о дзэн-буддизме. Ч. 1. СПб., 2002. С. 402^03; Ч. 3. СПб., 2005. С. 212-224; Дандарон Б.Д. Избранные статьи. СПб., 2006. С. 107-115.

А.И. Кобзев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика