Дхарма

Дхарма (санскр. dharma; от корня dhr — «держать», «поддерживать»), дхамма (пали dhamma, кит. фа, яп. хо) — важнейшая понятийная универсалия инд. и буд. мысли, непереводимая на европ. языки каким-то одним термином по причине своей принципиальной многозначности. В самом общем виде приближается к значениям слов: «парадигма», «порядок», «норма существования»; часто обозначает развитие как космоса, так и социума и в последнем случае допускает интерпретацию в качестве «закона». Объем понятия Д. включает значения и «религии», и «права», и «морали». По замечанию П. Хакера, Д. как закон включает религ. закон как таковой, исполнение этого закона и результаты его исполнения (в виде последствий и в рамках настоящей жизни индивида и в перспективе его трансмиграции). В системе целей человеческого существования {пуругиартха) приобретение Д. — одна из четырех осн. задач человека наряду с задачами достижения благосостояния, удовольствий и освобождения от сансары и страдания (притом все три другие осмысляются, как правило, именно через Д.). Среди других понятий, релевантных в связи с этикой, с Д. наиболее близко соотносятся «правда» (сатья), «заслуга» (пунья) и «благо» (кушала); негативный коррелят Д. — адхарма.

Истоки понятия Д. восходят еще к «Ригведе» (ср. dharmïn — «носитель», «распорядитель», «опора» и dhärman— «защита», «опора», «крепкое установление», «закон», «порядок»); среди эпитетов верховного бога Индры встречается и «творящий Дхарму» (дхармакрит — VIII.87.1). Наряду с этими более конкретными значениями с Д. коррелирует и более абстрактное понятие puma (букв, «приведенное в движение») — периодичное упорядочение и регулирование мира, контролируемое, в свою очередь, нек-рыми верховными божествами, прежде всего Митрой и Варуной. Ср.: «(Движется) вперед дарящий влагу, небесный, набухший от влаги // Вселенский закон, он очищается по закону (rtam rtäya pavate), очень мудрый. // Он был поддерживателем (всего) обширного (dharmä bhvad vrjanyasya), этот царь. // Десятью поводьями он был принесен на землю» (IX.97.23; пер. Т.Я. Елизаренковой). Но только в «Атхарваведе» впервые встречается само слово Д., означающее здесь «правило», «обычай».

Термин Д. очень многозначен и в палийской лит-ре. Буддагхоса в коммент. к Дигха-никае (1.99) и «Дхаммападе» (1.22) включает в значение термина собрание буд. текстов, космич. закон, доброе поведение и нравственную проповедь. В канонич. текстах Д. означает и правду, и знание, и мораль, и долг. Д. — одно из «трех сокровищ» (триратна) буддизма наряду с самим Буддой и общиной и соответствует здесь буд. учению как таковому. Одновременно Д. соответствует и сокровенной части буд. учения, начиная с формулы зависимого происхождения состояний индивида (пратитья самутпада). Д. — это материал осн. собрания Палийского канона Сутта-питаки, но уставные правила «Пратимокши», содержащие предписания монахам, также именуются Д. Д. составляют Четыре благородные истины: о страдании, о его происхождении, о его преодолении и о пути, ведущем к преодолению страдания. Д. соответствует и всему практич. аспекту буд. учения, в нее включаются три его базовые составляющие — должное поведение (шила), мудрость (праджня) и медитация (дхьяна). В собственно этич. аспекте в палийских текстах различаются Д. и адхаммы (во мн. ч.), к-рые можно интерпретировать как моральные и, соответственно, аморальные опыты или ситуации, тогда как Д. и адхамма (в ед. ч.) описывают праведность и неправедность в целом (Тхера- гатха, ст. 30). В связи с этим сказано, что благое — Д. и неблагое (адхамма) «не одинакового плодоношения»: «неблагое ведет в ад, а благое — на небо» (там же, ст. 304).

Наиболее популярная версия всего практич. учения буддизма о Д. — поэтич. собрание афоризмов, так и названное «Дхаммапада» («Строфы о Дхарме»), одна из глав к-рого также получила назв. «О соблюдающем Дхарму», или, по-другому, истинную праведность, равнозначную высшей практич. мудрости. «Проповедью Д.» великий император Индии, а затем и буд. миссионер Ашока (III в. до н.э.) называл свое учение, а «победой Д.» — результаты этой проповеди; в его эдиктах Д. соответствует естественному нравственному закону. Буддийские же философы рассматривали и историю буд. учения как последовательность поворотов «колеса Д.» (дхарма-чакра) — образ, восходящий еще к символике первой проповеди Будды в Бенаресе. В буддизме махаяны понятие Д. приобретает признаки абсолюта, равнозначного высшему состоянию сознания будд и их сущности (будд- хатва). «Тело Д.» (дхарма-кая) может характеризоваться только отрицательно — как не-подвижное, не-постижимое, не-двойственное.


Соч.: Дхаммапада / Пер. с пали, введ. и коммент. В.Н. Топорова. М, 1960.
Лит.: Geiger M. und W. Pali Dhamma: vornehmlich in der kanonischen Literatur. München, 1920; Buitenen J.A.B.van. Dharma and Moksa// PhEW. 1957. Vol. 7. No. 1-2. P. 33-40; Creel A.B. Dharma in Hindu Ethics. Cale, 1977; Carter J.R. Dhamma. Western Academic and Sinhalese Buddhist Interpretations. A Study of a Religious Concept. Tokyo, 1978; Kalupahana D.J. Dhamma (1) // Encyclopedia of Buddhism. Vol. 4 Fasc. 3. Gangodavila et al, 1988. P. 438-453.

B.K. Шохин

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика