Дхармагуптака

Дхармагуптака (санскр. dharmaguptaka, букв, «последователи Дхармагупты») — школа традиц. буддизма, отколовшаяся от махишасаки, вероятно, в самом конце III в. до н.э. Расхождения были вызваны причинами «прагматич.» характера и вос- ходили, скорее всего, к конкретному конфликту в жизни общины, обсуждение к-рого переросло предполагаемые рамки. Вопреки осн. группе махишасаков, счи- тавшей, что Будда принадлежит монашеской общине, а потому дары (дана), под- носимые общине, приносят «заслугу» (пунья), «реформаторы» настаивали на том, что Будда «трансцендентен» общине, а потому реальную заслугу дает только дар Будде, тогда как дар общине для дальнейшей духовной карьеры донатора бесполе- зен. Основателем новой школы стал монах Дхармагупта. Вместе со своими учени- ками он провозгласил высшим авторитетом одного из ближайших учеников Буд- ды — Маудгальяяну. Родиной Д. считается Сев.-Зап. Индия. Расцвет школы при- ходился на кушанский период инд. истории, т.е. на I—III вв. н.э.; ее монастыри воз- водились тогда не только там, но и в Центр. Азии. Школе достоверно принадлежал канон текстов. Он включал Виная-питаку, Дхарма-питаку (тематически соответствовала Сутта-питаке Палийского канона тхеравадинов — известностью пользовалась, в частности, Диргха-агама, соответ- ствовавшая Дигха-никае), а также Дхарани-питаку («Корзина магических фор- мул»), Бодхисаттва-питаку и Шарипутра-абхидхарма-питаку. Конкретные пункты расхождения Д. с др. буд. школами по собственно филос. вопросам и, соответственно, их конкретные доктрины восстанавливаются по «Ма- хавибхаше» (см. Абхидхармы тексты). Так, с древними саутрантиками-дарштан- тиками (см. Саутрантика) она солидаризировалась, считая «силы» (бала) отдель- ным дхармическим началом — вопреки тхераваде и сарвастиваде, негативно от- носившимся к умножению сущностей без необходимости (ср. Махавибхаша 1.4.2). Указанная позиция представляет немалый филос. интерес, свидетельствуя о том, что ряд буд. школ считал возможным дифференцировать, казалось бы, чисто «ато- марную» природу дхармичности, различая наряду с «табличными» дхармами также дхармические образования вторичного порядка. С махасангхикой и тхера- вадой Д. солидаризировалась, отвергая допускаемое сарвастивадинами, ватсипут- риями и последователями нек-рых др. школ «промежуточное состояние» в перево- площении (антарабхава), а с махасангхиками отдельно — в допущении субтиль- ной материи (авиджняптирупа) наряду с осн. группами скандх. Д. предлагала, да- лее, считать, что рождение, пребывание и умирание дхарм являются обусловлен- ными, но сама преходящесть всего сущего — безусловной (Махавибхаша 1.6.1). Эта онтологизация преходящего характера вещей фактически расширяла набор аб- солютных дхарм. Названная Шарипутрабхидхарма-питака, выполнявшая функцию Абхидхармы дхармагуптаков, дошла до нас, по крайней мере частично, под назв. «Шарипутра- абхидхарма-шастра» (текст сохранился в кит. пер.). Памятник, состоящий из четы- рех разделов, представляет собой классич. текст абхидхармического жанра, т.к. посвящен классификациям дхарм и, судя по названию первого своего раздела, вполне мог быть задуман в качестве учебника. Разд. 1 «С вопросами» (название предполагает катехизисную форму изложения материала) состоит из 10 глав. Первая посвящена исчислению шести чувств- индрий (включая ум-манас) с их объектными сферами в соответствии с делени- ем дхарм на 12 аятан; вторая — исчислению тех же способностей познания и их сфер с добавлением соответствующих «познаний» и фиксирует деление дхарм на 18 дхату; третья — выявлению подвидов пяти скандх, четвертая — осн. буд. уче- нию — Четырем благородным истинам о страдании. В дальнейших главах этого раздела рассматриваются 22 человеческие способности, семь условий достижения просветления (внимательность, изучение Дхармы, энергичность, умиротворенность, радость, сосредоточенность, безразличие), три «дурных корня», обусловли- вающих сансарное существование (вожделение, неприязнь, неведение), три «бла- гих корня», составляющих противоположности предыдущим, четыре материальных элемента (земля, вода, огонь, ветер), определения преданного мирянина (к-рый даже отождествляется в определенном смысле с самим Буддой Шакьямуни). Раз- делы 2, 3 и 4 — «Без вопросов», «Соединенное и включенное», «Источники» — оставляют впечатление дополнений к осн. ядру текста и посвящены отдельным, важным для всех школ традиц. буддизма вопросам: те же классификации дхарм, проблема кармы, псевдоперсона-пудгала, природа сознания, а также схема за- висимого происхождения состояний существования психосоматич. организации (пратитья самутпада), природа внимания, обретение сверхсил, ступени медита- тивных трансов и мн. др. предметы, включая проблему сакрализованных объектов (ту самую, возможно, что и вызвала отпадение дхармагуптаков от махишасаков).


Лит.: Bar eau A. Les sectes bouddhiques du petit véhicule. Saigon, 1955; Dutt N. Buddhist Sects in India. D., 1977; ElPh. Vol. 8. Buddhist Philosophy from 150 to 350 A.D. / Ed. by K.H. Potter. D., 1999; Шохин В.К. Школы индийской философии. Период формирования (IV в. до н.э. — II в. н.э.). М„ 2004.

В. К. Шохин

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика