Дхармакирти

Дхармакирти (Dharmakïrti; 600, дер. Трималая, Юж. Индия, — 660) — буд. философ, логик. Развивая учение Дигнаги, Д. создал систему эпистемологии и логики (праманавада), к-рая оказала существенное влияние на всю инд. мысль, а в дальнейшем получила развитие в Тибете, где и поныне широко изучается в буд. монастырях. Родился в брахманской семье и получил традиц. образование, но тем не менее стал буддистом. Учился в Наланде у Ишварасены, ученика Дигнаги. Осн. соч.: «Прамана-варттика» (обширный коммент. к «Прамана-саммучае» Дигнаги) с автокоммент., состоящая из 5 глав, в к-рых анализируются логич. основания (хету), концепция Будды как праманы (инструмента достоверного познания), чувственное восприятие (пратьякша), логич. вывод (анумана); «Прамана-винишчая» («Установление инструментов достоверного познания», сохранилась на санскр. и в пер. на тиб. язык); «Ньяя-бинду» («Капля логики»; впервые опубл. и переведено на рус. язык Ф.И. Щербатским, 1903); «Хету-бинду» («Капля логического основания») — учебник, содержащий также доказательство мгновенного характера всего существующего и обоснование теории причинности; «Ваданьяя» («Наука диспута») — трактат по теории публичного диспута, полемизирующий с ньяещ «Самбандха-парикша» («Исследование отношений») и «Сантана-антара-сидцхи» («Обоснование чужой одушевленности»; рус. пер. Ф.И. Щербатского, 1922). Гл. новшеством эпистемологии Д. является акцент на прагматич. характере достоверного познания (прамана), к-рое должно быть согласованным с опытом и практически эффективным. В отличие от Дигнаги, считавшего, что все ошибки познания являются следствием мысленного конструирования, от к-рого непосредственное восприятие свободно, Д. признавал возможность чисто перцептивных ошибок, проистекающих как от внутренних причин (напр., болезней), так и от внешних обстоятельств (напр., движение на лодке, когда субъекту кажется, что движется не он, а деревья на берегу). Д., как и Дигнага, признавал лишь два инструмента достоверного познания: восприятие и логич. вывод, опосредованный интерпретирующими мысленными конструкциями (кальпана). Объектом непосредств. восприятия является партикулярия (свалакшана; см. Свалакшана — саманья-лакшана), к-рая, помимо уникальности и мгновенности, характеризуется еще и каузальной эффективностью — способностью вызывать в сознании собственный образ, соответствующий форме объекта (доктрина сарупъя — «конгруэнтности» форм познания и объекта). Непосредств. восприятие объекта порождает, т.о., воспоминание, в форме перцептивного суждения артикулирующее специфичность объекта и его отличие от др. объектов. Но это перцептивное суждение не содержит такого важного критерия праманы, выдвинутого Д., как познание нового объекта. Этому критерию соответствует не только пратьякша, но и анумана — логич. вывод, благодаря к-рому на основании уже воспринятого (напр., дыма) можно познать еще не воспринятое (огонь за горой) и эффективно действовать в его отношении.

Вслед за Дигнагой Д. развивал номиналистич. теорию значений (апохавада): функция слов состоит лишь в дифференциации вещей друг от друга, а не в обозначении их общих свойств {саманья-лакшана), при этом перцептивные суждения выделяют лишь те аспекты уникальных по своей природе индвидуальных вещей, к-рые уже ранее были предметом опыта и получили свое словесное обозначение в результате лингвистич. соглашения (самкета).

Онтологич. основа эпистемологии Д. представляет самую большую трудность для интерпретации: как буд. комментаторы Д., так и его совр. исследователи не пришли к единому мнению о том, можно ли его считать представителем саутрантики или йогачары. Ряд ученых (прежде всего Дж. Дрейфюс и Дж. Данн) полагают, что Д. использовал т.н. восходящую шкалу анализа: в зависимости от цели текста и аудитории, для к-рой он создавался, Д. видоизменял свою позицию от эпистемологич. реализма до полного отрицания существования объекта вне сознания. Эта стратегия приспособления к аудитории вполне соответствует прагматич. принципу упая каушалья (искусных средств обращения в буддизм), согласно к-рому действенно лишь знание, доступное адресату проповеди или дискуссии (учитывая характер его умственного и духовного развития: начиная от опыта обычных людей в их практич. жизни, кончая опытом йогов, открывающим трансцендентную реальность на высших ступенях медитации).

Философия Д. получила дальнейшее развитие в многочисл. комментариях инд. и тиб. авторов — Дхармоттары, Праджнякарагупты, Шантаракшиты, Сакья-пандиты и др.


Изд.: Щербатский Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Ч. 1-Й СПб., 1903-1909; GnoliR. The Pramänavärttikam of Dharmakïrti, the First Chapter with the Autocommentary. Roma, 1960; Mookerjee £., Nagasaki H. The Pramänavärttikam of Dharmakïrti / An Engl. transi, of the First Chapter with the Autocommentary and with Elaborate Comments [Kärikäs I-LI]. Patna, 1964; Vetter T. Dharmakïrti's Pramänaviniscayah / 1. Kapitel. Pratyaksam. Einleitung, Text der tibertischen Übersetzung, Sanskritfragmente, deutsche Übersetzung. Wien, 1966: Steinkellner E. Dharmakïrti's Hetubinduh. Vol. 2. Vienna, 1967; id. Dharmakïrti's Pramänaviniscaya / 2. Kapitel: Svärthänumäna. Wien, 1979; van Bijlert V.A. Epistemology and Spiritual Authority. The Development of Epistemology and Logic in the Old Nyäya and the Buddhist School of Epistemology with an Annotated Translation of Dharmakïrti's Pramänavärttika 2_(Pramänasiddhi). Wien, 1988; Pandeya R.Ch. The Pramänavärttikam of Äcarya Dharmakïrti. With the Commentaries Svopajnavrtti of the Author and Pramänavärttikavrtti of Manorathanandin. D., 1989; Tillemans T.J.F. Dharmakïrti's Pramänavärttika / An Annotated Translation of the Fourth Chapter (parärthänumäna) / V. 1 (Kärikas 1-148). Wien, 2000; Dharmakïrti's Pramänaviniscaya. Ch. 1 & 2 / Critically ed. by E. Steinkellner. Sanskrit Texts from the Tibetan Autonomous Region. Beijing, 2007.
Лит.: Studies in the Buddhist Epistemological Tradition // Proceedings of the Second International Dharmakïrti Conference. Vienna, June 11-16. 1989 / Ed. by E. Steinkellner. Wien, 1991; Dreyfus G. Recognizing Reality: Dharmakïrti's Philosophy and Its Tibetan Interpretations. N.Y., 1996; Franco E. Dharmakiirti on Rebirth and Compassion. Wien, 1997; Dharmakïrti's Thought and Its Impact on Indian and Tibetan Philosophy // Proceedings of the Third International Dharmakïrti Conference. Hiroshima, November 4-6, 1997 / Ed. by Katsura Shoryu. Wien, 1999; Tillemans Тот J.F. Scripture, Logic, Language. Essays on Dharmakïrti and His Tibetan Successors. Bost, 1999; Dunne J.D. Foundations of Dharmakïrti's Philosophy. Bost., 2004; Religion and Logic in Buddhist Philosophical Analysis. Proceedings of the Fourth International Dharmakïrti Conference. Vienna, August 23-27, 2005 / Ed. by H. Krasser, H. Lasic, E. Franco, B.Kellner. Wien, 2011; Лысенко В.Г. Непосредственное и опосредованное восприятие: спор между буддийскими и брахманистскими философами (медленное чтение текстов). М., 2011

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика