Дхату

Дхату (санскр., пали dhatu, «элемент») — классификационный термин буддизма. Образует множество классификаций, самые известные из к-рых четыре Д. — материальных элемента (синоним махабхуты); 18 Д. — все факторы познавательного процесса: шесть распознаваний (виджняна) — зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное и ментальное; шесть индрий — зрение, слух, вкус, обоняние, осязание и манас; шесть объектов — видимое, слышимое, вкушаемое, обоняемое, осязаемое и мыслимое. Последние две категории составляют 12 аятан. В классификацию тридхату (син. трилока) включаются три сферы буд. психо-космоса: 1) кама-дхату («мир желаний»): область грубого чувственного опыта обычных существ, в к-рую входит земной мир и нижние небесные сферы; 2)рупа- дхату («мир форм») — тонкий план существования, локализованный в верхних этажах небес, где пребывают существа в состояниях медитации, соответствующих первым четырем дхьянам (термин рупа здесь имеет совершенно иной смысл, нежели в классификации скандх: это не телесно-чувственное в противоположность ментальному, а имеющее ментальные формы и ментальные пространственные ограничения в противоположность безграничной и бесформенной сфере ментального); 3) арупа-дхату («мир неформ») — соответствует плану существования, свойственному чистым духам, пребывающим в четырех высших состояниях медитации (самапатти): в бесконечности пространства (акаша), в бесконечности распознавания (винняна), в бесконечности ничто (акинчана) и в состоянии невосприятия и не невосприятия (см. Санджня).


См. также: Аятана; Дхармы; Лока.
См. лит. к ст.: Дхармы; Скандхи.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика