Дхьяни-будда

Дхьяни-будда (санскр. dhyanï-buddha, «будда созерцания») — популярный в зап. лит-ре (но не существующий в самой буд. традиции) термин, придуманный Р. Шлагинтвейтом (1833-1885) для обозначения группы пяти будд (панчататхагата или панчаджина) ваджраяны: Вайрочана, Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха и Амогхасиддхи. Эти будды возглавляют «пять семейств», на к-рые делится пантеон ваджраяны, и ассоциируются с внешним и внутренним пространством мандалы, отображающей целостный психокосмос той или иной тантры: Вайрочане соответствует центр, рупа-скандха и преодоление омрачения неведения; Акшобхье— восток, виджняна-скандха и преодоление гнева; Ратнасамбхаве— юг, ведана-скандха и преодоление гордыни; Амитабхе — запад, санджня-скандха и преодоление вожделения; Амогхасиддхи — север, санскара-скандха и преодоление ревности. С ними же связываются пять цветов и многие др. «пятерки» абхидхармических категорий (см. Абхидхарма), элементы иконографии и т.п. В результате духовной практики ваджраяны пять омрачений, с к-рыми связаны эти будды, должны быть преобразованы в пять аспектов полного познания. В различных тантрах пять будд могут меняться местами, в части., в ануттара-йога-тантрах Вайрочана часто меняется местами с Акшобхьей.


Лит.: Bhattacharya В. Indian Buddhist Iconography. Cale, 1958; Андросов В.П. Буддизм индийской Алмазной Колесницы II Андросов В.П., Леонтьева Е.В. Марпа и история Карма Кагью. М, 2009. С. 298-299.

A.A. Терентьев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика