Диттхи

Диттхи (пали ditthi), дришти (санскр. drsti, «взгляд») — в буддизме взгляд, точка зрения, мнение, прозрение. Если термин Д. не сопровождается эпитетом «правильный» (санскр. самъяк, пали самма), он, как правило, означает «ложные мнения» или «вредные мнения». Исключение составляют несколько словосочетаний, в к-рых Д. можно перевести как «прозрение», напр., диттхи-висуддхи — «очищение прозрения», диттхи-сампанна — «обладающий прозрением». Выделяются три осн. позиции Будды Шакьямуни в отношении Д.:

1) мудрец не имеет мнения (эта позиция перекликается с даосизмом), поскольку, придерживаясь какого-то определенного мнения, вынужден автоматически стать в оппозицию к др. мнениям, а значит, вместо того, чтобы попытаться понять реальность, ввязывается в споры: «Они (Д. — В.Л.) ведут к привязанности к мнениям, к зависимости от мнений, к непроходимым зарослям мнений, к оковам, неудовлетворенности, затруднительному положению, расстройству, возбуждению и не ведут к бесстрастности, безразличию, прекращению, успокоению, высшему знанию, пробуждению, ниббане» (Маджджхима-никая 1.485);

2) мнения, противоположные ложным (миччха-диттхи), являются истинными (самма-диттхи). Ложные мнения представлены списками афоризмов, напр.: «Нет смысла в подаяниях, подношениях, жертвоприношениях; нет плода и созревания хороших или дурных действий; не существует этого и другого мира; нет смысла выполнять долг по отношению к матери и отцу; нет существ, родившихся спонтанно (без матери и отца); не существует шраманов и брахманов, к-рые, следуя правильному образу жизни и правильно упражняясь, провозглашают реальность этого и иного мира, пережив их в собственном опыте прозрения» (там же 1.287, 401; 111.22 и далее). А также: «Ни хорошие, ни плохие действия не приносят кармического результата; счастливая или несчастливая участь человека случайна и не имеет причины; нет небес, существ без формы, нет прекращения перерождения». Признание истинности противоположных утверждений объявляется «правильным взглядом» (там же 1.400), даже несмотря на то, что в них нет ничего специфически буддийского.

Большинство из перечисленных Д. составляют разные формы отрицания моральной силы кармы, свойственного учениям адживиков Маккхали Госалы, Пураны Кассапы и «материалиста» Аджиты Кесакамбалы. Будда предлагает своим мирским последователям принять эти взгляды прежде всего в силу их социальной полезности: если они окажутся неистинными, то принимающий их выиграет по крайней мере в глазах «разумных людей», если же истинными, то он выиграет вдвойне (там же 1.403-404). Для обычного человека, подверженного аффективной привязанности (са-асава), такие «правильнаые взгляды» есть религиозная заслуга (пунья), сулящая вознаграждение в будущем перерождении (там же 111.71. и далее); 3) Д. доктринального уровня. В список «ложных доктрин» входят этерналистские (см. Сассатавада) и противоположные им аннигиляционистские (см. Уччхе-давада) доктрины, учения о противоположности души и тела (душа — одно, тело — другое) и их неразличимости, признание либо конечности, либо бесконечности мира и др. В «Брахмаджала-сутте» («Беседа о сетях Брахмы») перечислено 62 Д. (большинство из них просто логич. возможности), разделенные на две осн. категории: «Д. о прошлом» (18 позиций) и «Д. о будущем» (44 позиции). Именно на знание прошлого и будущего претендуют люди «духовной профессии» — шраманы и брахманы. Их Д. требуют более серьезного отношения, поскольку, как показывает Будда, основаны на йогическом опыте. Однако, делая из этого опыта неправильные доктринальные выводы, они оказываются пленниками спекулятивных представлений, попадают в «сети Брахмана» (в брахманизме Брахмана-творца иногда сравнивали с пауком, выпускающим из себя сети). Д., в «сетях» к-рых, по образному выражению Будды, запутались шраманы и брахманы, — это прежде всего доктрины о существовании «я» и «мира» — лока (саккая-диттхи или атта-диттхи).

Темы, к-рые обсуждаются в этих Д., Будда относит к категории авьяката (неопределенные). Он подчеркивает, что относительно прошлого и будущего лучше не иметь никаких мнений, поскольку любое такое мнение остается чистой спекуляцией. В «Чуласакулудаи-сутте» в ответ на сетования паривраджака (странствующего диспутанта) Сакулудайи на то, что он не обладает сверхчувственным видением своих прошлых и будущих жизней, Будда говорит: «О Удайи, оставим в стороне эти две крайности — прошлое и будущее. Я учу лишь Срединному пути, к-рый состоит в следующем: "Когда есть это, то есть и то, когда появляется это, появляется и то, когда этого нет, то нет и того, когда это прекращается, то прекращается и то"» (Маджджхима-никая 1.264-265).

Не случайно эпитетом «правильные» наделяются Д., к-рые составляют 1-е звено Восьмеричного пути: «Есть правильные взгляды, являющиеся благородными, не связанные с аффективной привязанностью (аи-асава), потусторонние (локоттара)». Чаще всего «правильные Д.» включают Четыре благородные истины и взаимозависимое происхождение (пратитья самутпада).


Лит.: Collins S. Selfless Persons: Imagery and Thought in Theraväda Buddhism. Camb., 1982; GethinR. Wrong View (micchä-ditthi) and Right View (samma-ditthi) in the Theravada Abhidhamma // Recent Researches in Buddhist Studies: Essays in Honour of Professor Y. Karunadasa / Eds Dhammajoti, Asanga Tilakaratne, Kapila Abhayawansa. Colombo, 1997; Fuller P. The Notion of Ditthi in Theravada Buddhism: The Point of View. N.Y., 2005.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика