Догэн

Догэн 道元, Кигэн (1200, Киото, — 1253, Киото) — яп. буд. мыслитель, основатель школы сото-сю. Родился в семье министра имп. двора. Принял монашество в 1213 в гл. храме школы тэндай-сю — Энрякудзи. Однако, согласно преданию, будучи неудовлетворенным проповедовавшимся там учением об «исконной просветленности» (хонгаку), он стал учеником Эйсая и затем Мёдзэна, сменившего его на посту настоятеля монастыря Кэнниндзи. С 1223 по 1227 изучал буддизм в Китае, в т.ч. под руководством Жу-цзина в школе цаодун, где получил свидетельство о наследовании учения. По возвращении в Японию начал активно пропагандировать идеи этой школы. В 1233 Д. основал в Киото храм Косёдзи. Рост числа его последователей вызвал недовольство руководства школы тэндаи. В результате Д. был вынужден уехать в пров. Этидзэн, где основал храм Дайбуцудзи, впоследствии получивший название Эйхэйдзи и ставший гл. храмом школы сото-сю. В 50-е гг. учение Д. получило определенное признание со стороны властей. Осн. соч. Д.: «Сёбогэндзо» («Сокровищница знания истинного учения»), «Фукан дзадзэн ги» («Суть и способ повсеместно рекомендуемой мною медитации»), «Хокё ки» («Записи годов Драгоценной Радости»). Одной из ключевых особенностей философии Д. было его понимание «практики» (гёдзи). Согласно Д., лишь в практике актуализируется тождество человеческого бытия и истинной реальности. Хотя в идеале он рассматривал практику как эквивалент медитации, в широком смысле он также интерпретировал буд. практику как неотъемлемую часть любого действия в повседневной жизни. Вместе с тем он отождествлял практику, направленную на реализацию в себе «природы будды» (буссё), с собственно просветлением, рассматривая последнее не как абстрактную сущность, а как неотъемлемую часть процесса его достижения. Т.о., он утверждал, что истинная реальность не может быть отделена от конкретных действий и опыта индивида, через к-рые она проявляется и постигается. Д. разделял характерную для дальневосточного буддизма концепцию «природы будды», присутствующей во всем сущем, в т.ч. в травах и деревьях. Однако он стремился преодолеть понимание «природы будды» как фиксированного субстрата бытия или как цели, делая акцент на вечное непостоянство Будды. Др. важными положениями философии Д. являются теории «единства тела и сердца-сознания» {синдзин итинё), «тождества сердца-сознания и Будды» (сокусин дзэбуцу), «недвойственности изначальной природы и ее формы» (сёсо фуни). Концепция времени Д. явилась результатом пересмотра канонич. буд. представлений о времени. Она исходила из рассмотрения бытия и времени как неразделимых аспектов единой реальности, что нашло выражение в понятии «бытие-время» (удзи). Д. выделяет шесть аспектов времени: 1. Бытие есть время, т.к. время не существует без отношения к чему-л. 2. Время есть совокупность изолированных моментов. 3. Время бесконечно. 4. Единственно реальное время есть нирвана. 5. Только настоящий момент реально существует. 6. Каждый момент времени уникален и содержит вечность.


Соч.: ТСД. Т. 82, № 2580-2584; Догэн дзэнси дзэнсю (Полное собрание сочинений учителя дзэн Догэна). Т. 1-17. Токио, 1991-2010; Догэн. Рассуждения о различении Пути / Пер. A.M. Кабанова // Буддизм в переводах. Вып. 2. СПб., 1993; он же. Избранные произведения / Пер., предисл. и коммент. А.Г. Фесюна. М., 2002.
Лит.: Shaner D.E. The Body-Mind Experience in Japanese Buddhism: A Phenomenological Perspective of Kukai and Dogen. Albany, 1985; AbeM. A Study of Dogen: His Philosophy and Religion. Albany, 1992; Гарри И.Е. Дзэн-будцийское миросозерцание Эйхэй Догэна. M., 2003; Бабкова M.B. Отражение учения «исконной просветленности» в учении Догэн // ВФ. 2009. № 1. С. 156-165.

Л.Б. Карелова, A.A. Михалев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика