Ду-шунь

Ду-шунь 杜順, Фа-шунь. 557-640. По традиции считается 1-м патриархом буд. школы хуаянь-цзун («школа [„Сутры] цветочной гирлянды"»; см. «Аватамсака-сутра»). При жизни пользовался широкой известностью, считался воплощением бодхисаттвы Манджушри. В своих сочинениях изложил осн. принципы учения хуаянь. Главное соч. «Хуа янь фа цзе гуань» («Созерцание мира дхарм [по учению „Сутры] цветочной гирлянды"») написано под влиянием традиций праджняпарамиты сутр. Принципы учения о «пустоте» (санскр. шуньята), разработанные в них, Д. берет за основу для анализа категорий классич. кит. философии — «принцип» (ли) и «вещи/дела» (ши), к-рые в его сочинениях отражали различные аспекты «мира дхарм» (санскр. дхармадхату): ли соответствовал абс. миру, ши — феноменальному. Д. выдвинул тезисы о том, что «между ли и ши нет преград» (ли ши у аи), они одновременно и тождественны, и различны; «между ши и ши нет преград» (ши ши у аи), одно содержит в себе все, все содержит в себе одно, все есть одно. Эти положения в дальнейшем разрабатывались и систематизировались в трудах патриархов хуаянь-цзун.


Лит.: Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Т. 2. Шанхай, 1989; Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосиб., 1995.
См. также лит. к ст. Хуаянь-цзун.

Л.Е. Янгутов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика