Дзёдосин-сю

Дзёдосин-сю 浄土真宗 («истинная школа Чистой земли»), известна также как школа «единственной практики» — школа амидаизма, созданная в нач. XIII в. Синраном. Канонич. текстами школы являются «Большая Сукхавативьюха-сутра», «Амитаюс-дхьяна-сутра», «Амитабха-сутра» и соч. Синрана. Особенностью Д. было возникновение в ее рамках сообществ верующих, периодически проводивших религ. собрания, в к-рые входили как миряне, так и священнослужители, имевшие семьи и внешне не отличавшиеся от мирян.

Для учения Д. характерны признание греховности неотъемлемым свойством человеч. природы, абсолютизация веры, свободной от каких-л. субъективных действий, как гл. средства перерождения в Чистой земле и придание вере метафизич. смысла путем отождествления ее с «природой будды» (буссё) и «истинной природой вещей», «самосущностью» (яп. дзинэн, санскр. дхармата). Сердце, преисполненное веры, «сердце веры» (синдзин), рассматривалось Д. исключительно как спонтанное проявление абсолюта, воспринимаемое как дар будды Амиды (санскр. Амитабха), не зависящий от личных усилий, тщетность к-рых считалась неоспоримой. Три качества сознания, необходимые для перерождения в Чистой земле согласно 18-му обету Амиды, описанному в «Большой Сукхава- тивьюха-сутре», — искренность (сисин), вера (сингё) и стремление (ёкусё), — интерпретировались Д. как выражение «единого сердца» Амиды, к-рое становится «сердцем-сознанием» непросветленного существа. В отличие от учения дзёдо-сю, рассматривавшего практику «памятования будды [Амиды]» (нэмбуцу) в качестве условия развития трех качеств сознания, согласно Д., имя Амиды неразрывно связано с этими тремя качествами, и их пробуждение находит выражение в самом произнесении его имени. Спасительная «сила другого» (тарики) понималась как спонтанное, самопроизвольное действие абсолюта. Толчком к спонтанному действию спасительной силы Амиды, в соответствии с Д., является осознание адептом собственной беспомощности и омраченности. Синран при жизни не основал монастыря, на базе к-рого бы поддерживалась его традиция, он утверждал, что у него нет учеников, т.к. перерождение в Чистой земле происходит исключительно благодаря действиям Амиды. Заслуга институализации Д. и превращение мавзолея Синрана в храм Хонгандзи принадлежит его правнуку Какунё (1270-1351). Значит, вклад в развитие теологии Д. внес сын Какунё — Дзонкаку (1290-1373). Благодаря пропагандистской деятельности Рэннё (1415-1499) популярность школы значительно выросла, снискав многочисл. адептов среди крестьян. Появление в Д. нескольких направлений в XIII в. было обусловлено не столько доктринальными, сколько организационными различиями. Они были связаны с пятью гл. храмами школы — Буккодзи в Киото, Кинсёкудзи в пров. Оми, Сэндзюдзи в р-не Канто, монастырями Санмонто в пров. Этидзэн и Хонгандзи в Киото, к-рые являлись центрами распространения учения школы. В настоящее время существует десять направлений Д., а доминирующими являются учения, распространяемые направлениями хонгандзи и отани, главы к-рых продолжают кровнородственную преемственность от Синрана.


Лит.: Matsunaga A., Matsunaga D. Foundation of Japanese Buddhism. Vol. 2. Los Angeles — Tokyo, 1976; Dobbins J.C. Jodo Shinshu. Shin Buddhism in Medieval Japan. Bloomington — Indianapolis, 1989.

Л.Б. Карелова, A.A. Михалев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика