Дзэн-буддизм

Дзэн-буддизм — принятое в зап. буддологии обозначение одного из направлений яп. буддизма. В Д. практика «созерцания» (санскр. дхьяна, яп. дзэн) не мыслится как средство постижения к.-л. истин, но оценивается как равнозначная самому просветлению, а почитание «трех драгоценностей/сокровищ» (санскр. триратна) — Будды, Закона/Дхармы (учения) и общины (санскр. сангха) — считается производным от «созерцания».

Учение Д. в Японии вобрало в себя, наряду с идеями кит. школы чань-цзун, элементы буд. школ махасангхики, мадхьямаки, цзинту-цзун, хуаянь-цзун (яп. кэгон-сю), тяньтай-цзун (яп. тэндай-сю), чжэнъянъ-цзун (яп. сингон-сю), нек-рые положения даосизма и конфуцианства. Вместе с тем Д. не является японизированной версией кит. учения чань-сюэ (или чань-буддизма), но имеет самобытный характер.

Д., как и чань-буддизм, основывается гл. обр. не на текстах канона, а на прямой передаче учения от учителя к ученику. Учитель устанавливает, смог ли ученик достичь «озарения» (яп. сатори), и при успехе удостоверяет это «печатью». Из текстов чань-буддизма изучаются «Записи бесед Линь-цзи» («Линь-цзи лу»), «Сутра помоста шестого патриарха» («Лю цзу тань цзин»), практич. наставления по «созерцанию», а также сборники коанов (кит. гун-ань) и храмовая поэзия. Иногда из канона все же берутся «Сутра о вступлении/нисхождении [Будды] на Ланку» (санскр. «Ланкаватара-сутра»), «Сутра сердца праджняпарамиты» (санскр. «Хридая-сутра»), «Алмазная сутра» (санскр. «Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутра»), «Шастра о пробуждении веры в махаяну» (санскр. «Махаяна- шраддхотпада-шастра») и др.

Гл. установка Д. — на достижение «внезапного озарения» (кит. дунь у, яп. тонго). Осн. положения Д., как считается, сформулированы Бодхидхармой: передача учения осуществляется особым путем, не опирается на письм. знаки, а прямо указывает сердцу человека, как стать буддой, увидев свою собственную природу. «Видеть свою природу» {кэнсё) считается возможным в особом состоянии «безмыслия» (мунэн) и «недеяния» (муи), к-рое мыслится или как полное отгораживание от мира, или как растворение в нем. «Природа будды» присутствует в «сердце» каждого человека, каждой вещи и т.д. и вне «сердца» найдена быть не может. Поскольку «озарение» может быть только «сиюминутным» (соккон), то средства, позволяющие привести ученика к нему, могут быть в каждом случае разными: «сидячее созерцание» (дзадзэн), решение особых парадоксальных задач, коанов, окрики и побои, повседневная работа по храму, занятия поэзией, живописью, обустройством садов, совместные чаепития и др. Не считая обязательным совершение каких-либо обрядов, последователи Д. почитают будд, особенно Шакьямуни, а также «патриархов» (со) — Махакашьяпу, Бодхидхарму, кит. наставников чань и яп. учителей Д.

Из «тайного учения» (миккё) Д. воспринял теорию сокусин дзёбуцу — «стать буддой в нынешнем теле». От последователя Д. требовалось достигнуть просветления, находясь внутри сансары (мирского, феноменального бытия). В этом отчетливо проявляется позитивное отношение Д. к жизни: человеческие желания должны не подавляться, а направляться по духовному руслу. Из учения тэндай-сю в Д. перешел фундамент, принцип возможности спасения всех без исключения живых существ.

На XIV-XVI вв. приходится наивысший расцвет Д. в Японии. Дзэнские монахи выступали в роли советников в сёгунском и имп. окружении, к ним обращались военные, гос. чиновники, художники и поэты. В XV в. Д. дал толчок развитию новых направлений в живописи, поэзии и драматургии, а также чайной церемонии (тя-но ю) и боевых искусств (кэмпо).

В XX в. благодаря усилиям Судзуки Дайсэцу (1870-1966) и других яп. популяризаторов Д. стал достоянием зап. культуры. Многие запад, философы, теологи, писатели, художники, психологи и музыканты проявляли интерес к Д., пытались использовать его идеи в собственном творчестве. Отголоски Д. можно обнаружить в произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера, в поэзии А. Гинсберга и Г. Снайдера, в живописи Ван Гога и А. Матисса, в философии А. Швейцера, в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа, в трудах по психологии К.Г. Юнга и Э. Фромма. Зап. изложения Д. представляют собой одну из версий зап.-вост. философии новейшего времени и по многим вопросам существенно расходятся с яп. источниками Д. XII-XIX вв.


Лит.: Dumoulin H.A. A History of Zen Buddhism. Bost, 1963; Кадзуки Сэкида. Практика дзэн. Бишкек, 1993; Сандзэн сидо-но тэбики (Руководство по [практике] сандзэн). Киото, 1995; Coleman J.W. The New Buddhism: The Western Transformation of an Ancient Tradition. Oxf., 2001; Heine St. Opening a Mointain: Koans of the Zen Masters. Oxf, 2002; Toichi Yoshioka. Zen. Higashiosaka, 2002; Главева Д.Г. Традиционная японская культура. Специфика мировосприятия. М., 2003; Нукария К. Религия самураев. Исследование дзэн-буддийской философии и практики в Китае и Японии. М., 2003; Маслов A.A. Классические тексты дзэн. Ростов, 2004; Миура Иссю, Сасаки Рут Фуллер. Коаны дзэн. М, 2004; Судзуки Д.Т. Дзэн-буддизм в японской культуре. СПб., 2004; Shohaku Okumura. Soto Zen. An Introduction to Zazen. Tokyo, 2004; Судзуки Д.Т. Антология дзэн-буддийских текстов. M., 2005; Дзэн. Токио, 2005.

Д.Г. Главева, H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика