Дзэн-сю

Дзэн-сю 禅宗 («школы созерцания») — общее название нескольких яп. школ дзэн- буддизма: нихон дарума-сю, риндзай-сю, сото-сю, отокан-сю, обаку-сю, придерживавшихся «учения о созерцании».

«Наставники созерцания» (дзэндзи) прибывали в Японию из Кореи и Китая начиная с VII в. Яп. монахи VIII—XII вв. осваивали навыки «созерцания» (яп. дзэн, кит. чань) как часть обрядовой подготовки. Термином дзэн обозначается одна из четырех гл. составных частей учения школы тэндай-сю. В конце XII в. в Японию из Китая были заново переданы традиции кит. школы чань-цзун. В 1194 проповедь Д. была запрещена (это касалось прежде всего нихон дарума-сю, заподозренной в непочтении к буд. учению и в отрицании др. способов подвижничества кроме «созерцания»).

Распространение дзэн-буддизма в Японии связано с деятельностью Эйсая, патриарха школы риндзай-сю, наследовавшей учение линьцзи-цзун. Для достижения «внезапного озарения» эта школа применяла систему методов, среди к-рых особое место занимало «созерцание коанов»: его целью является разрушение мыслительных стереотипов, переструктурирование сознания, подталкивание его к интуитивному постижению «собственной природы» человека, тождественной «природе будды». Ученики Эйсая соединяли «созерцание» с учениями тэндай-сю и сингон-сю. Высокой степенью синкретизма отличались и взгляды Энни Бэнъэна (1202- 1280), сочетавшего «созерцание» и «тайное учение» (миккё). Энни также проповедовал теорию «единства трех учений» (буддизма, даосизма и конфуцианства). Мухон Какусин (1207-1298), основавший направление хотто-ха, проповедовал совместную практику дзэн и миккё.

Догэн (1200-1253), создатель школы сото (кит. цаодун-цзун), предложил для достижения просветления применять только классич. «сидячую медитацию» (дзадзэн). По мнению Догэна, лишь спокойное сидение, не отягощенное какими бы то ни было размышлениями и специально поставленной целью, позволяет практикующему реализовать присутствующую в нем от рождения «природу будды» (буссё). Он отождествлял практику, направленную на реализацию в себе «природы будды», с собственно просветлением.

В XIII в. Д. пополнились несколькими наставниками из Китая; они знакомили японцев не только с чанъ, но и с конф. учением Чжу Си (1130-1200). Д. пользовались поддержкой воинского сословия, самураев, а позже — и чиновной знати, и крестьян, и горожан. Гибкость и способность к адаптации во многом обусловили огромное влияние Д. на широкие слои яп. об-ва.

В XIV в. Д. составили основу гос. буд. общины (система «пяти монастырей»). Гл. роль в ней играла риндзай-сю, отчасти и сото-сю работала внутри ее. Попытка возродить «чистое» учение дзэн привела в XIV в. к выделению внутри риндзай-сю движения отокан, позже ставшего самостоятельной школой. Мусо Сосэки и его последователи образовали лит. течение годзан бунгаку («литература пяти гор»). Наряду с «жизнеописаниями» (яп. нэмпу) и «записями речей» (гороку) известных дзэнских наставников, фил ос. трудами и коммент. к общебуд. и дзэнским трактатам, словарями дзэнских терминов, сборниками коанов (см. Гун-ань), дневниками и эссе в этой традиции значительное место занимала поэзия, где глубокие филос. сентенции излагались в худ. форме. Крупнейшими представителями годзан бунгаку были Кокан Сирэн (1278-1346), Тюган Энгэцу (1300-1375), Гидо Сюсин (1325-1388), Дзэккай Тюсин (1336-1405), к этому же движению относят Иккю Содзюна.

В нач. XVII в. получила распространение школа обаку, последователи к-рой сочетали «созерцание» (дзэн) и «памятование будды [Амиды]» (нэмбуцу). Будду Амиду они, как и ранее Иккю Содзюн, отождествляли с «природой будды», заключенной в сердце человека. В период Токугава (1603-1868) появились выдающиеся мыслители и проповедники, такие как Такуан Сохо, Хакуин Экаку, Банкэй Ётаку, Судзуки Сёсан, Сидо Бунан и др., к-рые предприняли попытки реформировать дзэн-буддизм, сделав его учение доступным для широких слоев населения и приспособив его к повседневному бытию. Они критиковали монашеский образ жизни, считая его не обязательным и даже не всегда желательным для достижения просветления. В частности, Такуан создал целый ряд трактатов, разъясняющих с т.зр. дзэн-буддизма конкретные жизненные проблемы, и разработал филос. основы боевых искусств. Хакуин известен не только как религ. реформатор, автор трактатов на простом яп. яз., апеллировавший к мирянам, но и как художник, каллиграф и поэт. Судзуки Сёсан утверждал, что буд. учение оказывает помощь в повседневных мирских делах, и считал усердный труд на том или ином поприще наиболее эффективной формой медитации, помогающей осознать собственную «природу будды». Многие представители Д. этого времени использовали практику «памятования будды [Амиды]», но в отличие от амидаистских школ делали акцент на достижении просветления путем опоры «на собственные силы» (дзирики). Они обращались к осмыслению конф. максим с позиций буд. учения и нередко разделяли теорию единства синтоизма, буддизма и конфуцианства. Во 2-й пол. XIX и в XX в. приверженцы Д. вели активный диалог с мыслителями Запада, прослеживали параллели между учениями своих школ и различными направлениями средневековой и совр. европ. философии.


Лит.: Дюмулен Г. История Дзэн-буддизма. М., 2003.
См. также лит. к ст. по отдельным школам дзэн и к ст. Дзэн-буддизм.

Д.Г. Главева, Л.Б. Карелова, H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика