Дзиун Онко

Дзиун Онко, Дзиун Сондзя 飲光慈雲尊者 (1718, Осака, — 1804, Киото ) — яп. буд. монах и мыслитель, принадлежавший к одному из направлений школы сингон-сю — сёбо-рицу, каллиграф, составитель первой санскр. грамматики на яп. яз. Осн. соч.: «Дзюдзэнхого» («Проповеди о десяти благих [заповедях]»), «Хито то нару мити» («Путь становления человеком»), «Рёбу мандара дзуймон ки» («Записи услышанного о двусторонней мандале»), «Рисю-кё коги» («Лекции по „Адхьяр-дхасатика-праджняпарамита-сутре"»).

В юности прошел обучение в неоконф. академии Когидо, в течение жизни обучался в монастырях школ сингон и дзэн-сю, был настоятелем монастырей Хоракудзи в Осаке, Амидадэра в Киото и Кокидзи в пров. Кавати. Учение Д.О. является попыткой реформирования буд. догматики под натиском усилившейся в период Токугава критики буддизма и буд. духовенства. Значительное внимание Д.О. уделял опровержению критики буддизма конфуцианцами и выступал сторонником теории «единства трех учений» — буддизма, конфуцианства и синтоизма. Гл. произведение Д.О. — «Дзюдзэнхого» посвящено осмыслению «десяти благих заповедей» (яп. дзюдзэнкай, кит. ши шань цзе), к-рые он рассматривает не только как средство самодисциплины, но и как коды, изначально заложенные в природе человека, придавая им метафизический характер. Согласно Д.О., «десять благих [заповедей]» составляют основу естественного общечеловеч. пути и следование им ведет к спасению, происходящему благодаря преодолению мнимых различий между живыми существами. Д.О. особо подчеркивал важность «десяти благих [заповедей]» не только для буддистов, но и для благополучия гос-ва в целом, подчеркивая их универсальность для всех учений и всех стран. Естественное соблюдение «десяти благих [заповедей]» Д.О. связывал с постижением собственного сердца, подчеркивая общность доктрин об «изначально чистом сердце» в буддизме, синтоизме и конфуцианстве. Одним из центральных положений учения Д.О. является концепция равенства «изначальной природы» (хонсёбёдо) всех живых существ, исходящая из тождества истинной природы всех живых существ, «природы будды» и вселенского «принципа» (pu).


Лит.: Watt Р.В. Jiun Sonja (1718-1804): Life and Thought. Columbia, 1981; Sources of Japanese Tradition. 1600-2000. Vol. 2. N.Y., 2005.

Л.Б. Карелова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика