Дзонкаку

Дзонкаку 存覚 (1290, Киото, — 1373, Киото) — яп. буд. мыслитель школы дзёдосин-сю, праправнук Синрана, старший сын Какунё. Не стал преемником отца в качестве главы школы в силу идейных расхождений. Поддерживал тесные отношения с др. буд. школами, в т.ч. и амидаистскими. По его мнению, учение дзёдосин-сю не представляло собой независимого направления мысли, а являлось частью общей традиции Чистой земли, включающей также и последователей Хонэна. Д. принадлежат комментарии к «Кёгёсинсё» Синрана и «Сэнтяку хонган нэмбуцу сю» Хонэна.

В трактате «Об истинной сути Чистой земли» («Дзёдо синъёсё») выражал свое понимание соотношения веры и практики нэмбуцу, интерпретируя веру как опору на практику. Подобно Какунё и Рэннё, Д. трактовал осн. категорию учения Синрана, «сердце веры» (синдзин), выражающую идею единства «сердца-сознания» живого существа с «сердцем-сознанием» будды Амиды (санскр. Амитабха), как нахождение убежища в «сердце» Амиды, или подчинение Амиде, что делало это единство асимметричным. Д. также определял «сердце веры» как «безмятежное сердце» (андзин), акцентируя состояние уверенности в избавлении от страданий в момент перерождения в Чистой земле. Он выступал с утверждением, что нирвана и будда Амида совпадают как феномен и ноумен. В полемической работе «Осуждение ереси и восстановление истины» («Хадзя кэнсёсё») он отвергал нападки на дзёдосин-сю со стороны др. буд. школ, выступая с позиций амидаизма как единого течения. Д. оспаривал утверждения, что амидаизм не является учением махаяны, и отстаивал право учителей школы есть мясо и вступать в брак. В трактате «Об изначальном нахождении всех божеств» («Сёдзинхонгайсю») Д. утверждал, что будда Амида является изначальной формой бытия всех божеств-комм. Он давал свою интерпретацию концепции единства «буддийского Закона» (буппо) и «закона управления государством» (обо), утверждая их взаимозависимость как двух крыльев птицы. В трактате «Записи о воздаянии за добро» («Хоон ки») Д. связал идею необходимости возвращения полученных благодеяний с практикой нэмбуцу.


Соч.: Синею сёгё дзэнсё (Полное собрание текстов школы дзёдосин). Т.З.Киото, 1941.
Лит.: Dobbins J.С. Jodo Shinshu. Shin Buddhism in Medieval Japan. Bloomington — Indianapolis, 1989.

Л.Б. Карелова, A.A. Михалев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика