«Дзюдзюсин-рон»

«Дзюдзюсин-рон» 秘蔵寶鑰(«Трактат о десяти состояниях сердца», 830) — соч. Кукая. Содержит подробные обзоры девяти «явных учений», а также «тайного учения» (миккё) на основе различения состояний «сердца-сознания» (кокоро) в «Сутре о Великом солнце» (санскр. «Махавайрочана-сутра»). Одну и ту же высшую истину, не выразимую словами, разные сознания воспринимают по-разному, отсюда и многообразие людских мнений. Все они по-своему верны и все недостаточны. В «Д.» они выстроены в ряд, где на каждой следующей ступени преодолеваются заблуждения предыдущей. Каждое из состояний, кроме первого, наихудшего, приносит какой-то положительный «плод». Последнее состояние соответствует «тайному учению»; оно раскрывает истину как таковую, применяя для этого обрядовые средства, но не словесные наставления. Состояния сознания таковы: 1. Из-за неведения живые существа не различают хорошего и дурного, не сознают даже своих страданий, подобно «козлам и баранам». Они почитают богов-творцов или безличные первоначала мира, измышляют ложные учения о том, что после смерти живое существо растворяется во всеобъемлющем мировом первоначале или что судьба человека определена изначально и навсегда; они либо беспечно следуют своим желаниям, либо жестоко подавляют их, надеясь тем самым освободить свое вечное, нерушимое «я». 2. Осознав связь между прежними злодеяниями и нынешними страданиями, человек начинает избегать злых дел, создавая основу своего будущего благоприятного перерождения. Это состояние «сердца» соответствует конфуцианству. 3. Люди не хотят более перерождаться на земле, а ищут рождения на небесах, где меньше страданий. Сюда относятся даос, предания о поисках бессмертия и наставления инд. учителей о небесных мирах, куда можно попасть путем подвижничества, йоги. 4. Человек чтит будду осознанно, именно как будду, а не как к.-л. иное божество или мировое первоначало, осознает, что «я» нет, следует буд. заповедям, Восьмеричному пути, предается покаянию и затворничеству. Таковы шраваки — «слушатели голоса Будды». 5. Человек понимает всеобщность мировых причинно-следственных связей. Таковы пратьекабудды — «постигшие связь причин». Они предвосхищают «тайное» понимание просветления как «внутреннего свидетельства». Но их отказ от помощи извне означает «неприятие дара», неспособность усвоить «уловку» будды. 6. Человек становится на путь сострадательного подвижника — бодхисаттвы и рассуждает так: за мнимым «я» скрывается поток дхарм, а за дхармами — сознание, которое их порождает, следовательно, «нет „я", есть только-сознание». Забота о «пользе для других» следует из отрицания «я», но здесь еще не считается, что просветления могут достичь все. Таковы виджнянавада и школа хоссо-сю. 7. Подвижник осознает «пустоту», выбирает Срединный путь между предельной и условной истинами, познаёт невыразимую «природу будды» в сердце каждого существа. Таковы шуньявада и школа санрон-сю. 8. Подвижник становится на «единый путь», понимает, что между «сердцем» и «телом» нет преград, но все еще почитает будду как «превращенное тело» — такова школа тэндай-сю. 9. Подвижник сознает тождество человеческого сердца, видимого мира и будды — и приходит к мысли, что они непостижимы. Таково учение школы кэгон-сю — тупиковое, но и самое совершенное из «явных учений». 10. Человек на деле, путем «тайного» обряда выявляет тождество своего тела, речи и мысли с телом, речью и мыслью будды. Такова школа сингон-сю. Человек «рождается с сердцем, словно бы находящимся на всех ступенях», пребывает одновременно во всех десяти состояниях, а это возможно только по достижении последней, десятой ступени, «чудесного пути». Учителем в этом достижении оказывается само «просветленное сердце» человека, хранящее в себе возможности всех десяти состояний.


См. лит. к ст. Кукай.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика