Восьмеричный путь

Восьмеричный путь (санскр. аштангика-марга astängika-märga, пали attangikamagga, кит. ба чжэн дао, яп. хассёдо) — в буддизме путь к освобождению от перерождений (сансара) и от действия закона кармы — к нирване, составляющий содержание Четвертой благородной истины. Состоит из: 1) правильных воззрений (диттхи) — прежде всего постижение Четырех благородных истин; 2) правильных намерений (санкальпа) — ориентация на нирвану и культивирование благорасположенности ко всему живому — майтри; 3) правильной речи (вач) — освобождение речи от лжи, сквернословия, грубости, скабрезности и глупости; 4) правильных действий (карма) — воздержание от воровства, убийства, недолжного поведения вообще; 5) правильного образа жизни (аджива) — выбор профессии, к-рая не причиняет вреда другим существам; 6) правильных усилий (ваяма) — устранение дурных мыслей, мнений, намерений и культивирование позитивных ментальных состояний из группы семи факторов пробуждения: самоосознавание, усилие, концентрация, различение дхарм, радость, спокойствие, умиротворение; 7) правильного осознавания собственного тела, ощущений, ума и ментальных объектов (смрити) и 8) правильного сосредоточения — развитие способности концентрации (самадхи) (см. также Матрика). Слово «правильный» (самъяк) понимается в смысле соответствия Срединному пути между «крайностями», представленными взглядами и практиками др. школ, такими как вера в вечный атман (сассатавада) и материалистич. воззрения о разрушении души после смерти тела (уччхедавада), скептицизм и догматизм, крайний аскетизм и гедонизм и т.п. Правильность В.п. лежит не в теории, а в практике, поскольку Будда прошел его сам и, только убедившись в его действенности, стал проповедовать другим.

Однако не следует понимать слово «путь» в смысле последовательного прохождения всех названных ступеней в порядке их перечисления. Относительно способа осуществления В.п. существуют разные мнения. Буддагхоса описывает В.п. в терминах трех категорий: «культивирование поведения» — шила (3, 4, 5), «культивирование психики» — самадхи (6, 7, 8) и «культивирование мудрости» — праджня (1 и 2). Эти три блока практик, как считают нек-рые буддисты, должны осуществляться в следующем порядке: сначала шила, потом самадхи (соответствует шаматхе) и лишь после этого праджня (соответствует випашьяне). Буд. нормы нравственного поведения и психотренинга в общих чертах совпадают с нормами др. религиозных традиций Индии. Собственно буд. видение мира сосредоточено в праджне, отождествляемой с реализацией Четырех благородных истин. Поэтому многие буд. авторы подчеркивают, что для начала продвижения по пути необходимо предварительное знакомство с Четырьмя благородными истинами и предварительное принятие их на веру. Это соответствует т.зр., согласно к-рой «культивирование поведения» и «культивирование психики» не могут существовать отдельно от «культивирования мудрости». Только В.п. в полном объеме при одновременном осуществлении всех восьми практик способен обеспечить достижение освобождения (нирвана).


См. также: Духкха; Чатвари арья сатьяни.
Лит.: Gethin R. The Buddhist Path to Awakening: A Study of the Bodhi- Pakkhiya Dhamma. Leiden, 1992; Paths to Liberation: The Märga and Its Transformations in Buddhist Thought / Eds R.E. Buswell Jr., R.M. Gimello. Honolulu, 1992; Bronkhorst J. The Two Traditions of Meditation in Ancient India. N.D., 1993; Gethin R. The Foundations of Buddhism. Oxf.-N.Y., 1998.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика