Эннин

Эннин 円仁 посмертное имя Дзикаку-дайси 慈覺大師(794, пров. Симоцукэ, совр. преф. Тотиги, — 864, гора Хиэй, пров. Оми, совр. преф. Сига) — яп. мыслитель школы тэндай-сю, родоначальник направления саммон-ха. Учился в школе тэндай у Сайте, а затем в Китае с 838 по 847, в т.ч. в столице Чанъань и в горах Утайшань, где находились гл. центры кит. буд. учености. О пребывании в Китае Э. дал подробный отчет в «Путевом дневнике паломника, вступившего в страну Тан в поисках Закона» («Нитто гухо дзюнрэй коки»). В Японии Э. стал монахом государевой молельни и с 854 возглавил школу тэндай. Э. разрабатывал обряд молений за государя, обряды умиротворения «гневных духов» (горё-э), а также заботился об освоении учения кит. школы тяньтай-цзун в Японии.

Был инициатором создания отрядов вооруженных монахов. Э. ввел в школе тэндай обряд «памятования будды [Амиды]» (нэмбуцу) и принес в Японию учение о будде Амиде (санскр. Амитабха), восходившее к кит. наставнику Хуй-юаню (IV-V вв.). Э. развивал «тайное учение школы тэндай» (таймицу), составил толкования к «тайным» сутрам и обрядовые руководства. Э. преобразовал систему классификации учений, к-рую дал Сайте, объединив экзотерич. и эзотерич. направления в «одно великое совершенное учение» (итидай энге). Если Сайте квалифицировал все сутры, кроме «Лотосовой» (санскр. «Саддхармапундарика- сутра»), как предварительные пути, то Э. все экзотерич. школы стал рассматривать как предварительные, зависящие от способностей адептов, а эзотерич. — как исходящие непосредственно от просветленного Будды и указывающие путь к немедленному просветлению. При этом он включил в категорию эзотерич. учений такие сутры махаяны, как «Лотосовая сутра», «Сутра цветочной гирлянды» (санскр. «Аватамсака-сутра»), «Сутра о [том, что говорил] Вималакирти» (санскр. «Вима-лакирти-нирдеша-сутра»), «Сутра о Великом солнце» (санскр. «Махавайрочана- сутра») и «Сутра об Алмазном венце» (санскр. «Ваджрашекхара-сутра»), на том основании, что все они содержат принцип недуальности мирской и абсолютной истины, единства абсолютного и феноменального уровней бытия и являются равными по статусу. По Э., «Сутра о Великом солнце» и «Сутра об Алмазном венце» не только равнозначны «Лотосовой сутре», ибо содержат учение о «трех тысячах миров в одном мгновении мысли» (итинэн сансэн), но и с т.зр. обряда более важны, т.к. дают наставления о мантрах и мудрах, чего нет в «Лотосовой сутре». Э. приписываются несколько сочинений в традиции «исконной просветленности» (хонгаку) школы тэндай (составлены в XII в.)


Соч.: ТСД. Т. 55, № 2164-2167; т. 61, № 2223, 2227; т. 74, № 2380; т. 75, № 2385-2389.
Лит.: Ennin's Diary: The Record of a Pilgrimage to China in Search of the Law / Transi, by E.O. Reischauer. N.Y., 1955; Reischauer E.O. Ennin's Travels in T'ang China. N.Y., 1955.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика