Фа-цзан

Фа-цзан 法藏 Сянь-шоу. 643, Чанъань (совр. Сиань пров. Шэньси), — 712. 3-й патриарх и фактич. основатель буд. школы хуаянь-цзун («школа [Сутры] цветочной гирлянды»), систематизировавший ее учение и придавший ему самобытность. Родился в семье выходца из Хорезма, поэтому иногда именуется «Фа-цзан из Хорезма» (Канцзюй Фа-цзан). Был учеником знаменитого переводчика и реформатора школы фасян-цзун («школа свойств дхарм») Сюань-цзана, но позднее разошелся с ним во взглядах и резко полемизировал. Наибольшее влияние на Ф. оказал др. его учитель — Чжи-янь, 2-й патриарх хуаянь. Сам Ф. большую часть жизни провел в столичных монастырях Юньхуа-сы и Дацзяньфу-сы. Пользовался покровительством танского имп. двора, в особенности императрицы У Цзэ-тянь (У-хоу). Получил офиц. титул го и фа ши («единственный в гос-ве наставник Закона»). Осн. труды — комментарии к «Хридая-сутре» (кит. «Божэ боломидо синь цзин» — «Сутра сердца праджняпарамиты»), к «Ланкаватара-сутре» («Жу Лэнцзя цзин» — «Сутра о вступлении на Ланку»), к «Махаяна-шраддхотпада-шастре» («Да шэн ци синь лунь» — «Шастра о пробуждении веры в махаяну»), к «Аватамсака-сутре» («Хуа янь цзин» — «Сутра цветочной гирлянды») под назв. «Хуа янь цзин и хай бай мэнь» («Сто врат в море смысла „Сутры цветочной гирлянды"»; частичн. англ. пер.: Chan Wing-tsit, 1963) и краткий трактат «Цзинь ши цзы чжан» («Главы о золотом льве»; англ. .пер.: Chan Wing-tsit, 1963; рус. пер.: Л.Е. Янгутов, 1982, К.Ю. Солонин, 2001), излагающий учение Ф. и школы хуаянь в целом.

В основе философии Ф. лежит концепция универсальной причинной обусловленности. Все элементы универсума-дхармадхату (кит. фа цзе) как мира в его истинной реальности взаимозависимы и взаимообусловлены, что равнозначно взаимопроникновению всего сущего: единое включает многое, к-рое содержит в себе единое. Отсюда тезис о тождестве единого и многого в «едином сознании» (и синь) как духовном субстрате универсума. Данная концепция находит выражение в двух доктринах: «беспрепятственного [взаимопроникновения] принципов и вещей/дел» (ли ши у аи; см. Ли-ши), основанной на махаянском постулате о тождестве нирваны и сансары, и «беспрепятственного [взаимопроникновения] вещей/дел» (ши ши у аи). Т.о., Ф. создал учение, рассматривающее мир как единую систему взаимосвязанных и взаимо содержащих элементов, сняв оппозиции «единичное-многое» (и до) и «тождественное-отличное» (тун и). Пересмотрев доктрину виджнянавады (кит. версия — вэйши-цзун) о трех уровнях реальности, Ф. поставил уровень паратантры (кит. и та ци син) — «зависимого бытия», «бытия, опирающегося на другое» выше абсолютного бытия— паринишпанна (кит. юань чэн ши син). Для Ф. уровень паратантры как бы синтезирует в себе иллюзорный мир кажущихся самостоятельными множеств единичных «вещей/дел» (ши) и мир единого бытия идеального «принципа» (ли). Поэтому его реальность превосходит и первый и второй уровни, будучи равной «единому сознанию» и дхарма-кае (кит. фа шэнь — «тело Закона/будды»).

Все известные буд. учения Ф. подразделял на пять групп (у цзяо — «пять учений»), а те, в свою очередь, на «десять школ» (ши цзя), установив иерархию их «истинности». Высшим и самым совершенным назван буддизм школы хуаянь. Эта классификация была развита и усовершенствована Цзун-ми (VIII-IX вв.). Филос. взгляды Ф., решающим образом воздействовав на формирование системы взглядов хуаянь, оказали также влияние на учение школы чань-цзун, а в XI-XII вв. — на филос. проблематику и терминологию неоконфуцианства.


Соч.: A Source Book in Chinese Philosophy / Tr., сотр. by Chan Wingtsit. Princ.-L., 1963. P. 406-424; Фа Цзан. Очерк о золотом льве в хуа- янь / Пер. Л.Е. Янгутова // Янгутов Л.Е. Философское учение школы хуаянь. Новосиб., 1982. С. 112-116; Фан Ли-тянъ. Цзинь ши цзы чжан цзяо ши (Сверенные и разъясненные «Главы о золотом льве»). Пекин, 1989; Золотой Лев Хуаянь / Введ. и коммент. пер. К.Ю. Солонина // Религии Китая. Хрестоматия. СПб., 2001. С. 343-374.
Лит.: Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy. Vol. 2. Princ, 1953. P. 339-359; Тань Чэюуан-фэй. Фа-цзан // Чжунго гуцай чжумин чжэ- сюэцзя пинчжуань. Сюйбянь (Критические биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнение). Кн. 3. Цзинань, 1982. С. 3- 44; Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Т. 2. Шанхай, 1989. С. 175-177; История китайской философии / Пер. B.C. Таскина. М., 1989. С. 269-274; Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосиб., 1995. С. 129-172.

А.И. Кобзев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика