Фасин-цзун

Фасин-цзун 法相宗 (кит.) — «школа сущности дхарм». Обобщающее название трех школ — саньлунь-цзун, хуаянь-цзун и тяньтай-цзун, к-рые одинаково трактовали «сущность дхарм» (санскр. дхармата, кит. фа син; см. Дхармы). В учении Ф., основанном на доктринах одного из направлений махаяны — мадхьямаки, центр, место занимает идея потенциального наличия у всех людей «сущности будды» (кит. фо син), отождествляемой с «истинной сущностью» (бхута-татхата, кит. чжэнь жу; см. также Татхата). Последняя, представляющая собой основу и содержание бытия, по учению Ф., является выражением «пустотности» (шуньята) всех дхарм, характеризующей их сущность. Поскольку Ф. считает источником всех явлений в мире «истинную сущность» («сущность дхарм», «сущность будды»), она именуется также «школой сущности» (син-цзун). Гл. представителем Ф., часто отождествляемым с ней, является школа саньлунь-цзун. Школе Ф. доктринально противостоит школа фасян-цзун (см. также Вэйши-цзун), к-рая не признает наличия «сущности будды» у всех людей и «пустотность» дхарм как основу бытия.


Лит.: Вань Ли-тянъ. Фо-цзяо чжэсюэ (Философское учение буддизма). Пекин, 1987. С. 10-11.

A.A. Маслов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика