Гелук

Гелук (тиб. dge lugs, букв, «традиция добродетели»), гелукпа (вар. гелуг, гелугпа) — тиб. буд. школа, созданная Дже Цонкапой (1357-1419) в нач. XV в. и называемая также ганденпа по имени основанного им монастыря Ганден. Др. назв. кадет сарпа («новая [школа] кадет») указывает на стремление Цонкапы, по примеру основоположника школы кадет Атиши (982-1054), вернуть тиб. буддизм к чистоте инд. идеалов (школа кадет отличалась строгой дисциплиной, безбрачием, отказом от собственности и суровой практикой затворничества). Именуется также «школой желтых шапок» — по цвету головных уборов, последователи др. школ носили красные, следуя традиции инд. монастыря Наланды.

Цонкапа прошел интенсивное обучение у наставников различных буд. школ. Пребывая в спец. затворничестве, изучил весь тиб. буд. канон (Кангьюр и Тенгьюр, более 300 томов). Развивая принципы толкования буд. текстов по уровню смыслов (см. Герменевтика в буддизме), пришел к выводу о внутр. единстве «слова Будды» (санскр. буддха-вачана). Высшим и окончательным смыслом буд. учения (Дхарма), вслед за основателями прасангика-мадхьямаки, Цонкапа считал праджняпарамиты сутры, поведанные во время второго «поворота колеса Дхармы» (санскр. дхарма-чакра-правартана) и раскрытые впоследствии в комментариях Нагарджуны, а не сутры третьего «поворота колеса учения», послужившие основой философии йогачары, как считали его оппоненты. Такое понимание сути буд. учения, впоследствии изложенное им в соч. «Сущность хорошего изложения. Трактат о разграничении косвенного и истинного смысла» (тиб. «Дрангва данг нге дон нампар чепа тенчой лекшед ньинпо»), стало филос. основой школы Г. Этот подход, позволивший за счет атрибутирования различным текстам различных статусов включить в единую систему, казалось бы, противоречивые наставления Будды, Цонкапа последовательно проводил и в остальных сферах буд. философии и практики. Так, место в системе воззрений Г. нашли и прасангика-мадхьямака Чандракирти, относящаяся к высшему уровню реальности, и логика Дхармакирти, относящаяся к условному уровню; более того, оба уровня реальности (см. Две истины) в подходе Г. неразрывно связаны и необходимы друг другу, в то время как в философии школы сакья, напр., они противопоставляются (см. Горампа). Цонкапа требовал, чтобы его ученики были всесторонне развиты: йоги-созерцатели обладали знанием Дхармы, а ученые-схоласты — значительным опытом медитации. Считал важным сочетать принципы «глубокой мудрости», идущие через Нагарджуну, и «широкого метода», идущие через Асангу (см. Праджня — упая), не разделять изучение и практику сутр и тантр (как, напр., это было принято в сакья), а, напротив, объединять их в едином процессе непрерывного монастырского образования. В школе Г. предписывалось пройти полный 15-20-летний курс логики и эпистемологии (прамана; тиб. цема) праджняпарамиты (тиб. парчин), т.е. «Абхисамая-аланкары», мадхьямаки (тиб. ума), абхидхармы (тиб. чой нгонпа) и винаи (тиб. дулва), до того, как приступить к изучению тантры в спец. учебных заведениях Г. — тантрических ин-тах Гьюто и Гьюме. Преподавание этих наук было организовано вначале в монастыре Ганден, затем были основаны два др. известных монастыря, где обучались монахи, — Дрепунг (1416) и Сера (1419). В XIX-XX вв. эти монастыри были, вероятно, крупнейшими в мире — численность монахов в каждом достигала 7-10 тыс. чел.

Сочетание строгой монашеской дисциплины, высоких образовательных стандартов и тантрич. йоги оказалось эффективным, и вскоре монастыри Г. появились повсеместно в Тибете и даже в Китае и Монголии. Этому немало способствовала политич. конъюнктура: известный тиб. лама Сонам Гьяцо (1543-1588), настоятель монастырей Сера и Дрепунг, в 1578 был приглашен в ставку ойратского Алтан-хана, имевшего самую сильную армию в Центр. Азии, обратил его в буддизм, сам же получил от него титул Далай-лама и, имея за спиной армию Алтан-хана, стал наиболее влиятельным человеком в Тибете. Сонам Гьяцо считался третьим перерождением ученика Цонкапы Гендун Друпа, поэтому его стали называть Далай-ламой III, а Далай-лама V благодаря военной поддержке монголов сосредоточил в своих руках всю гос. власть Тибета и создал теократическое правительство, к-рое существует до сих пор (после тиб. восстания в 1959 оно находится в эмиграции в Индии). Второй по значению линией перерождений в школе Г. являются панчен-ламы (букв, «лама — великий ученый»). Впервые этот титул был дарован Далай-ламой V своему учителю Лосанг Чойкьи Гьялцену (1567/1570-1662). Многие ошибочно полагают, что главой Г. является Далай-лама, на самом деле школу Г. до сих пор возглавляет, как и прежде, настоятель монастыря Ганден, имеющий титул Ганден трипа («Восседающий на троне Гандена»). В 2011 настоятелем Гандена и главой Г. стал Ридзонг Ринпоче, 102-й Ганден трипа. По завету Цонкапы настоятели Гандена не наследуют трон по линии перерождений, а избираются на 7 лет из числа бывших настоятелей тантрических ин-тов Гьюме и Гьюто, поэтому они, как правило, являются лучшими знатоками как философии, так и тантрич. практики.

На протяжении столетий Г. оставалась наиболее влиятельной и многочисленной буд. школой в Тибете. В Монголии и России (куда Г. попала четыре столетия назад) она остается самой распространенной буд. традицией (см. Буддизм в России).


Соч.: Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения / Пер. с тиб. А. Кугявичуса под ред. А. Терентьева. В 2 т. 3-е изд. СПб., 2010; он лее. Большое руководство к этапам Пути Тантры / Пер. с тиб. А. Кугявичуса под ред. А. Терентьева. Т. 1. СПб., 2011.
Лит.: Sherpa Tulku (et al.). The Structure of the Ge-lug Monastic Order // The Tibet Journal. Autumn, 1977. Vol.2. No. 3. P. 67-71; Hopkins J. Meditation on Emptiness. Bost, 1983; Powers J. Introduction to Tibetan Buddhism. Snow Lion, 1995; Willis J.D. Enlightened Beings. Life Stories from the Ganden Oral Tradition. Bost., 1995; ШакабпаВ.Д. Тибет. Политическая история / Пер. с англ. СПб., 2003;. Кляйн А. Знание и освобождение. Традиция Гелук. М., 1910; www.berzinarchives.com

A.A. Терентьев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика