Гендун Чойпел

Гендун Чойпел (тиб. dGe 'dun chos 'phel; 1902/1905, пров. Амдо, — 1951) — тиб. мыслитель, переводчик, писатель, поэт и художник. Родился в семье последователей школы ньингма. Родители дали ему имя Рикдзин Намгьял. Монахи увидели в нем перерождение одного из наставников ньингма, но этому признанию не дали хода, и мальчик поступил в монастырь школы гелук, где и получил имя Г.Ч. Базовое образование получил в Лабране, где так овладел искусством диспута (см. Диспут в тибетском буддизме), что прослыл непобедимым диспутантом. В 24 года перешел в крупнейший монастырский ун-т Лхасы Дрепунг и с блеском завершил свое буд. образование. Но выпускной экзамен на получение ученой степени геше сдавать не стал; возможно, не удовлетворившись полученным образованием, в 1934 ушел из монастыря. Вместе с инд. ученым Рахулой Санкритьяяной (1893-1963) Г.Ч. отправился в экспедицию по поиску древних санскр. рукописей и затем остался жить в Индии, где стал заниматься санскритом и англ. языком. В Индии Г.Ч. окунулся в изучение инд. и европ. культуры, переводил на тиб. язык «Рамаяну» и Шекспира, вместе с жившим тогда в Кулу Ю. Рерихом перевел знаменитую «Синюю летопись» («Дептер нгонпо») Гой-лоцавы Шоннупела, написал тиб. «Кама-шастру» и др. соч. В 1945 вернулся в Тибет, написал книгу по истории своей страны и вскоре был брошен в тюрьму, по-видимому, за то, что, будучи в Индии, нек-рое время состоял в малочисленной коммунистич. орг-ции тиб. эмигрантов и, казалось, мог представлять опасность для правительства перед лицом надвигающегося кит. коммунистич. вторжения. Вышел из тюрьмы через два года, став инвалидом и алкоголиком. Его глубокие знания и опыт все еще привлекали к нему учеников; один из них, Дава Санпо, записал его лекции по мадхьямаке и впоследствии опубликовал их.

В своей единств, филос. работе «Обрамление замысла Нагарджуны» («Лудруп гонгьен»), такой же бунтарской, как и вся его жизнь, Г.Ч. стоит на позициях традиции прасангики-мадхьямаки, при этом склоняясь к крайне релятивистской трактовке Чандракирти, отрицающей всякую достоверность чувств, познания.


Соч.: mKhas pa'i dbang bo dge 'dun chos 'phel gyi gsung rtsom bzhugs so. Vol. 1-5 (Гендун Чойпел. Собр. соч. в 5 томах). [Б.м., 2006].
Лит.: StoddardH. Le Mendiant de l'Amdo (The Beggar from Amdo). P., 1985; Lopez D., jr. The Madman's Middle Way: Reflections on Reality of the Tibetan Monk Gendun Chopel. Chic, 2006.

A.A. Терентьев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика