Гэнсин

Гэнсин яп. 源信; (942, пров. Ямато, совр. преф. Нара, — 1017, гора Хиэй, пров. Оми, совр. преф. Сига) — яп. мыслитель школы тэндай-сю. Учился в школе тэндай у Рёгэна (912-985). Разрабатывал учение школы тэндай о Чистой земле будды Амиды (санскр. Амитабха) и обряд «памятования будды [Амиды]» (нэмбуцу). Г., как и Рёгэн, стремился сохранить целостность учения тэндай. «Таинствам», дробившимся на отдельные традиции, Г. противопоставлял простой и общедоступный обряд нэмбуцу, не связанный с жестко определенным порядком посвящений. Гл. труд Г., «Одзёёсю», содержит всестороннее изложение учения о Чистой земле. Основы почитания Чистой земли Г. кратко описывает в «Проповеди в Ёкава» («Ёкава хого»). В отличие от Хонэна, Г. видит в непостоянном земном мире не помеху, а опору для движения к спасению: «Текучий мир достаточно прочен, чтобы от него оттолкнуться. Убогое, слабое человечье тело — наш провожатый в поисках просветления». Но спасение как таковое достигается не в этом мире, а уже в Чистой земле. В «Подборке сведений по Единой Колеснице» («Итидзё ёкэцу») Г. вслед за Сайте рассуждает о «природе будды» (буссё), присущей каждому живому существу, — она не просто может быть, но непременно будет осуществлена в нынешней жизни. Учение «Лотосовой сутры» (санскр. «Саддхарма-пундарика-сутра»), по Г., есть истинное учение Будды. Г. оценивает «три колесницы» (шраваков, пратьекабудд и бодхисаттв) выше, чем это делал Сайте, не считая их лишь «подготовительными», «временными».

Г. приписывают ряд текстов традиции «исконной просветленности» (хонгаку) школы тэндай (составлены в ХИ-ХШ вв.). В т.ч. «Толкование к похвале исконной просветленности» («Тю хонгаку сан») — беседа между учителем и учеником по различным трудностям учения о хонгаку; «Тридцать четыре заметки» («Сандзюсикано котогаки») — справочник по учению о хонгаку с разбором осн. его терминов и тезисов («Ложные страсти — это и есть бодхи» и др.); «Собрание кратких сведений о созерцании сердца» («Кандзин рякуё сю») — изложение учения школы тэндай о «сердце», внутренней природе живого существа. Здесь земной мир и Чистая земля тождественны, они пребывают в единстве в сердце подвижника. «Три истины» учения тэндай ставятся в соответствие трем знакам имени будды: «А — то же, что пустое, Ми — то же, что временное, Да — то же, что срединное».


Соч.: ТСД. Т. 57, № 2210; т. 64, № 2253; т. 69, № 2276; т. 74, № 2370; т. 84, № 2682, 2723-2724; Гэнсин / Под ред. Исиды Мидзумаро // Нихон сисо тайкэй (Памятники японской философской мысли). Т. 6. Токио, 1970; Тэндай хонгаку-рон (Учение школы тэндай об исконной просветленности) / Под ред. Тады Корю, Окубо Рёдзюна, Тамуры Ёсиро, Асаи Эндо // Нихон сисо тайкэй. Т. 9. Токио, 1973; Буккё сэйтэн (Священные тексты буддизма). Токио, 1974. С. 434-444.
Лит.: Хаями Тасуку. Гэнсин. Токио, 1988; Rhodes R. Genshin and the Ichijo Yoketsu: A Treatise on Universal Buddhahood in Heian Japan. Harvard University, 1993; Dobbins J. Genshin's Deathbed Nembutsu Ritual in Pure Land Buddhism // Religions of Japan in Practice / Ed. by G. Tanabe, Jr. Princ, 1999. P. 166-175.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика