Гун-ань

Гун-ань (кит. 公案, яп. коан, букв, «публичный отчет, обществ, акт») — парадоксальные задачи, не имеющие рационального решения на уровне дискурсивно-логического мышления; один из осн. методов практики психотренинга в чань-буддизме (см. Чань-цзун; Дзэн-буддизм). Обычно представлены в виде текстов энигматического характера, содержащих высказывания, вопросы, диалоги или относительно развернутое описание ситуации общения наставника с учеником; предлагаются адептам в качестве объекта для размышления и созерцания (медитации), с тем чтобы вызвать у них интуитивное «просветление» или «озарение» при попытках постичь скрытый смысл этих текстов. Чаще всего имеют форму парадоксального вопроса: «Все вещи возвращаются к Единому, к чему тогда возвращается Единое?»; «Каким был твой лик первозданный, когда родители еще не произвели тебя на свет?» и т.п.

Г. возникли как форма фиксации акта «просветления» одного из участников парадоксального диалога, в процессе к-рого адепт, постигая иллюзорность и ограниченность своего индивидуального «я», обнаруживал в поставленной перед ним проблеме абсолютное начало (Единое), пронизывающее все конкретное, частное и относительное. Описывая публично зафиксированный прецедент «просветления», Г. призваны помочь будущим поколениям адептов в достижении аналогичного состояния сознания. Вместе с тем каждый адепт должен выразить свое понимание абсолютной истины, заложенной в стандартных Г., индивидуальным образом и в нетривиальной форме. В противном случае Г. считаются нерешенными. Могут также использоваться как тесты, с помощью к-рых определяется уровень психич. развития учеников или степень компетентности лиц, претендующих на звание наставника. Наиболее употребительны в чань-буд. школе линьцзи-цзун.

Н.В. Абаев, С.П. Нестеркин

Первоначально Г. — офиц. документ в системе кит. бюрократии, в чань-буддизме этим словом стали обозначать спец. «вопросы-загадки», к-рые буд. учитель ставил перед своим учеником. Г. исторически связаны с чаньскими диалогами вэнь-да (букв, «вопрос-ответ»; яп. мондо), к-рые являются важным моментом на пути к достижению «просветления».

Г. получили распространение в период Сун (960-1279). В период Тан (618-907) систематического использования Г. еще не было. Когда ученик приходил к учителю со своим филос. или духовным вопросом, учитель мог ответить глубокомысленным молчанием или ударом — кулаком, палкой, посохом, либо произнести к.-н. фразу, внешне не имеющую прямого отношения к происходящему. За этой эксцентричностью стояло стремление разрушить порожденный дискурсивным мышлением искаженный взгляд на мир, помочь углубиться в суть вещей, возвратиться к их истоку. С помощью «вопросов-ответов» «подлинно просветленный» мог показать со стороны или перевернуть с ног на голову к.-н. положение чань, чтобы адаптировать его к восприятию конкретного ученика и т.о. подтолкнуть его сознание к «просветлению». Впоследствии утверждения, сделанные учителями чань, или их ответы на вопросы стали записывать.

Чаньские наставники эпохи Сун разработали спец. систему обучения, следуя к-рой ученики должны были настойчиво искать «ответы» на высказывания учителей. Подобные задачи, служившие методологич. руководством к «просветлению», были объединены в сборники. Этим временем датируются два наиболее значимых сборника Г.: «Би янь лу» («Записи лазурной скалы») и «У мэнь гуань» («Застава без ворот»; яп. «Мумонкан»).

В начале Сун в чаньских храмах уже был популярен метод «созерцания слов» (кит. кань хуа чань, яп. канна дзэн). Объектом «созерцания» были Г., изречения старых мастеров. Эпоха творчества уступила место эпохе осмысления и переработки накопленного опыта. Пришло время интерпретации и «игры». Разработки древней письмен, традиции использовались в иллюстративных целях или применялись в качестве объектов медитации. Вместе с тем к классич. материалам стали добавлять ответы, возражения, комментарии. С этого времени чань стал более систематизированным и в определенной степени «механическим» учением. Иными словами, Г. имеют целью искусств, развитие в последователях чань того, что древние учителя открывали в себе непосредственно. По мнению знатока и популяризатора осн. положений дзэн-буддизма на Западе Судзуки Дайсэцу, «без подобных нововведений учение было обречено на вымирание». Именно техника Г. спасла чань как уникальное наследие культуры Дальнего Востока.

Со временем в Китае возникла мода на Г. и вэнь-да, чаньские диалоги зачастую просто имитировались представителями интеллектуальной и творч. элиты. Смысл и решение Г. находится вне рамок обыденной логики. Они представляют собой своеобразные, парадоксальные тексты, сознательно нелепые, бессмысленные, алогичные сочетания слов, целью к-рых является разрушение мыслительных стереотипов, переструктурирование сознания, подталкивание его к интуитивному восприятию. Иногда Г. представляли собой извлечения из чаньских диалогов вэнъ-да. Вот примеры нек-рых характерных Г.: «Всем известно, что такое хлопок двумя ладонями. А как звучит хлопок одной ладонью?», «Каково было твое лицо прежде, чем родились твои родители?» (имеется в виду изначальная и нерожденная «природа будды» (фо сип) как истинное «лицо» человека), «Не утверждая и не отрицая, скажи, в чем смысл чанъЪ, «Представьте, что вы, будучи связаны по рукам и ногам, висите над пропастью, ухватившись зубами за ветку дерева. К краю пропасти подходит учитель и спрашивает о том, зачем Бодхидхарма пришел с Запада. Ответьте ему».

Логич. неразрешимость Г. должна стимулировать интуитивный прорыв сознания ученика за пределы всякой двойственности и вызвать в нем видение собств. природы как «природы будды». Г. необходимы для развития «внутреннего зрения» и «непосредств. видения реальности» в новом ракурсе, ранее не известном уму, привыкшему к дуальности. Иногда словесно сформулированный ответ на Г. звучал так же парадоксально и не имел видимой связи с вопросом (напр., вопрос: «Что такое Будда?» Ответ: «Три фунта льна»).

Над высказыванием, завершающим Г., т.е. хуа шоу (букв, «концы», «обрывки фраз»; яп. вато), предлагается постоянно размышлять, чтобы отыскать зашифрованный в нем смысл.

Г. — лишь вспомогательное средство на пути к «просветлению» и отнюдь не претендуют на выражение невыразимого. То, что в них содержится, можно определить как импульс, своего рода стимул к действию. Между содержанием Г. и «просветлением» нет никакой внутр. связи. Весь парадокс заключается в том, что «отсутствие ворот становится вратами Учения/Дхармы. Как можно открыть ворота, к-рые не существуют?».

За внешней абсурдностью и бессвязностью Г., вэнъ-да, хуа шоу (и чаньского текста в целом) кроется своя внутр. логика и упорядоченность, обусловленные особыми функциями, к-рые выполняет текст в системе чань-буддизма. Чаньский текст — квазитекст, в к-ром заложена программа самоуничтожения. Вследствие своей противоречивости и абсурдности текст теряет всякий конкретный смысл, превращается в чистый объект, расширяется до безграничности буд. «пустоты» (санскр. шуньята, кит. кун, яп. ку). И уже потом опять возвращается смысл, но обновленный, нюансы к-рого закрыты для непосвященного. Для понимания такого текста требуется взгляд изнутри, «вхождение» в систему чанъ, постижение чаньской психологии и принятие чаньских ценностей.


Лит.: BlythR.H. Zen and Zen Classics. Vol. 4-5. Tokyo, 1978-1979; Сафронова Е.С. Дзэнский смех как отражение архаического земледельческого праздника // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М, 1980. С. 68-78; АбаевН.В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. Новосиб., 1983; Нестеркин СП. Некоторые философско-психологические аспекты чаньских гунъань // Философские вопросы буддизма. Новосиб., 1984. С. 72-80; ГлавеваД.Г. Традиционная японская культура: Специфика мировосприятия. М., 2003; ДюмуленГ. История дзэн- буддизма: Индия и Китай. М., 2003; Дзию К. Водой торгуя у реки. Руководство по дзэнской практике. СПб., 2005. С. 90-97; Иссю Миура, Сасаки Рут Ф. Коаны дзэн. СПб., 2006.

Д.Г. Главева

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика