Горампа Сонам Сенге

Горампа Сонам Сенге (тиб. Go rams pa bsod nams seng ge, 1429-1489) — тиб. мыслитель школы сакья, создатель одной из важнейших интерпретаций мадхьямаки в Тибете. Родился в местности Гово, за блестящее знание текстов получил прозв. «Знаток из Гово» (Гово Рапджампа, сокр. Горампа). В 1483 стал шестым настоятелем монастыря Нгор.

Особое место в наследии Г. занимают его комментарии к текстам мадхъямаки: «Лучи света истинного воззрения» — неоконченный коммент. к соч. «Муламадхьямака-карика» Нагарджуны, «Прояснение окончательного смысла» — коммент. к интерпретации мадхъямаки представителя кадам Чапа Чокьи Сенге (XII в.), «Очищение воззрений» — коммент. к «Мадхьямака-аватаре» Чандракирти. В своем самом известном соч. «Различение воззрений» (англ. пер.: 2005, 2007), опровергая взгляды Долпопы Шерап Гьялцена (1292-1361) и Цонкапы (1357-1419), Г. раскрывает свое видение мадхъямаки (тиб. ума) как «мадхъямаки, свободной от измышлений» (тиб. тройдрел къи ума) или «свободной от крайностей» (тиб. тадрел ума). Под «крайностями» Г. понимает «этерналистское» учение школы джонанг и «нигилистическое» школы гелук. Будучи по собств. воззрениям сторонником прасангика-мадхьямаки, тем не менее стремился дистанцироваться от толкования ее воззрений Цонкапой и выступал даже против четкого разделения мадхъямаки на две ветви: прасангика-мадхъямаку и сватантрика-мадхьямаку, считая это по сути также впадением в «крайность», предлагал видение мадхъямаки как целостного воззрения. Разница между прасангикой и сватантрикой, по Г., методологическая, к тому же оба подхода одинаковы в тонкости объекта отрицания (в этом Г. тоже расходится с Цонкапой). По мнению Г., шуньята (пустотность) как объект концептуального мышления не может быть действительно абсолютной истиной. Шунъята постижима только прямым неконцептуальным йогич. познанием, поэтому ее аналитич. постижение, о к-ром говорил Цонкапа, расценивается Г. как «цепляние» за шунъяту, ведущее к впадению в крайность нигилизма. Кроме того, Г. критиковал сформулированные Цонкапой «восемь великих трудных пунктов» (тиб. капе ченпо гъе), представлявшие собой интерпретацию важнейших положений прасангика-мадхъямаки. Критика воззрений Цонкапы во многом обусловила запрет тиб. правительства на печатание и распространение трудов Г. Только в нач. XX в. было осуществлено издание его собр. сочинений в 13 томах. Г. оказал решающее влияние на развитие филос. традиции школы сакъя, и сегодня его тексты составляют основу учебного плана ее монастырских учебных заведений.


Соч.: Gorampa Sonam Senge. Removal of Wrong Views: A General Synopsis of the "Introduction to the Middle" and Analysis of the Difficult Points of Each of Its Subjects / Transi, from Tibetan by Tashi Tsering and J. Stoter- Tillmann. Kathmandu, 2005; Freedom from Extremes: Gorampa's "Distinguishing the Views" and the Polemics of Emptiness / Transi, from Tibetan by J.I. Cabezon and Geshe Lobsang Dargyay. Bost., 2007.
Лит.: Thakchoe Sonam. The Two Truths Debate: Tsongkhapa and Gorampa on the Middle Way. Bost., 2007.

Ю.А. Спиридонов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика