«Горин кудзимё химицу сяку»

«Горин кудзимё химицу сяку» («Тайное толкование мантр пяти кругов и девяти знаков») — соч. Какубана, посвященное осмыслению почитания будды Амиды (санскр. Амитабха) с т.зр. «тайного учения» (миккё). «Пять кругов» воплощены в пяти знаках (А, Ба, Ра, Ка, Кя); они соответствуют пяти первоначалам и пяти свойствам Будды в «теле Дхармы» (см. «Сокусин дзёбуцу ги»). «Мантра девяти знаков» (Ан, А, Мири, Та, Тэй, Сэ, Ка, Ра, Ун)— это мантра будды Амитабхи. В «Г.» вселенский будда Вайрочана отождествляется с Амитабхой, а сложные «тайные» обряды — с простым «памятованием будды [Амиды]» (нэмбуцу). По «Г.», распаду буд. учения в век «конца Закона/Дхармы» (маппо) могут успешно противостоять монахи, если они продолжают изучать книги, упражняться и проводить обряды. Тем самым Какубан отводит одно из гл. обвинений против амидаизма — в пренебрежении ко всем обрядам, кроме нэмбуцу. «Сострадательный обет» Вайрочаны (хиган), он же «изначальный обет» (хонган) Амитабхи, исполняется не сам собою — по «Г.», его исполняют люди-подвижники, когда «всем сердцем обращаются к глубокой вере, пробужденной обетом». Если у Хонэна земной мир и Чистая земля полностью различны, то у Какубана, как вообще в «тайном учении», действия Будды осуществляются через действия человека. В «Г.» различаются четыре вида «становления буддой в нынешнем теле» (сокусин дзёбуцу): 1) подвижник полностью воссоединяется со всеми «почитаемыми», с мандалой как целым и обретает всю полноту мудрости; 2) не обретая мудрости всех будд, бодхисаттв и прочих существ, подвижник возглашает мантры, совершает мудры и созерцает «почитаемых» по отдельности; 3) подвижник не воссоединяется ни с кем из «почитаемых», но раскрывает свою «собственную природу» путем «веры и понимания» (синкай), подкрепляя их мантрами и мудрами; 4) подвижник сосредоточивается только на одной Дхарме, в чем бы она ни выражалась. Первый вид соотносится с «тайным» подвижничеством в целом, второй — с отдельными «тайными» обрядами, третий близок к обрядности школы тэндай-сю, а четвертый — к обиходу амидаистов всех школ. По «Г.», стать буддой можно за счет созерцания всего лишь одного изображения или знака, произнесения одной мантры, и, по сути, все способы «стать буддой в нынешнем теле» равны.


См. лит. к ст. Какубан.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика