Готра

Готра (санскр. gotra, тиб. рик, букв, «клан», «класс», «семья») — в буддизме махаяны линии преемственности, объединяющие индивидов с различной предрасположенностью к пробуждению (бодхи). Осн. линии: шравака-готра (тиб. ньентойкьи рик), пратъекабудда-готра (тиб. ранг сангьекьи рик) и бодхисаттва-готра (тиб. джанчуп семперик). В «Самдхинирмочана-сутре» эти линии соотносятся с «тремя колесницами» (трияна): «колесницей» шраваков, «колесницей» пратьекабудд и «колесницей» бодхисаттв. В «Ланкаватара-сутре» к уже перечисленным Г. добавляются: анията-готра — т.е. индивиды, чья принадлежность к той или иной Г. еще не определена; и аготра, т.е. индивиды, не принадлежащие ни к какой Г. В «Кашьяпа-париварте» упоминается аръя-готра (тиб. пакпе рик), к-рая «не подвержена загрязнениям, обладает полнотой реальности, неразрушима и вечна».

В традиции Манджушри-Нагарджуны принято считать, что все живые существа обладают единой предрасположенностью к пробуждению (эка-готра), хотя характер этой предрасположенности варьирует. В то же самое время наличие такой предрасположенности рассматривается здесь в духе традиции прасангики, т.е. без сведения Г. к какой бы то ни было конечной или абсолютной реальности, существующей в положительном смысле в виде «зародыша» или «субстанции» (гарбха; см. Татхагата-гарбха; Шентонг — рантонг).

В традиции Майтреи-Асанги принято считать, что не все живые существа обладают предрасположенностью к пробуждению. В «Бодхисаттва-бхуми» говорится, что, хотя принадлежность к Г. и не является гарантией пробуждения, однако отсутствие принадлежности к Г. вообще лишает индивида какой бы то ни было возможности стать буддой. Здесь Г. разделяется на существующую изначально от природы (тиб. раншингьи непа) и приобретенную посредством благих деяний в прошлых жизнях (тиб. йандакпар друпа).


Лит.: RueggD.S. La théorie du Tathagatagarbha et du Gotra. Études sur la sotériologie et la gnoséologie du Bouddhisme. LXX. P., 1969 (L'École Française d'Extrême-Orient); id The Meaning of the Term "Gotra" and the Textual History of the Ratnagotravibhaga // BSOAS. 1976. Vol. 39. Pt2. P. 341-363; HookhamS.K. The Buddha within: Tathagatagarbha Doctrine according to the Shentong Interpretation of the Ratnagotravibhaga. N.Y., 1991; Asanga. Byang chub sems pa'i sa // mdzad pa po 'phags pa thogs med / [Bodhisattvabhumi]. Taipei, 2003; Apple J. Twenty Varities of the Sangha: A Typology of Noble Beings (Arya) in Indo- Tibetan Scholasticism // JlPh. 2003. Vol. 31. P. 503-592; 2004. Vol. 32. P. 211-279; Korobov V. Affiliation: Bodhisattva Gotra (Short Notes on Gotra Theory in Yogäcära Buddhism) // Acta Orientalia Vilnensia. 2005. No. 6 (2). P. 36-44.

В.Б. Коробов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика