«Гухьясамаджа-тантра»

«Гухьясамаджа-тантра» (санскр. Guhyasamaja-tantra, тиб. «Санва дуйпа», «Тантра тайного собрания») — старейшая и одна из самых известных буд. тантр. По ранней датировке восходит к IV в. (Wayman 1977), по поздней — относится ко 2-й пол. VIII в. (Matsunaga 1978). Как и ряд др. древних буд. тантр, в своих основоположениях «Г.» восходит к раннему источнику ваджраяны «Сарва-татхагата-таттва-санграха» («Собрание сущностей всех татхагат»). Санскр. текст «коренной тантры» (мула-тантра) «Г.» содержит 17 глав. Дополнительная, 18-я глава, носящая отдельное назв. «Уттара-тантра», возможно, имеет более позднее происхождение. К этим главам «Г.» примыкает обширная лит-ра, состоящая из сопутствующих «разъяснительных» (вьяюсья) тантр (в большинстве своем сохранились только в тиб. переводах) и многочисленных ранних и поздних соч., к-рые формируют доктринальную основу «Г.» Известны кит. и тиб. переводы «Г.».

В тиб. традиции «Г.» чрезвычайно высоко почитается и именуется «царем тантр» (санскр. тантра-раджа), т.к. именно в ней сформулированы базовые, «матричные» для тантрич. буддизма концепты. Известны утверждения, что «Г.» — «вершина всех тантр», «первоисточник всех остальных тантр и сосуд всех сутр»; «быть или не быть учению Будды, зависит от того, быть или не быть „Гухьясамадже"». «Г.» и сопутствующие ей тексты входят в тиб. буд. канон Тенгьюр и Кангьюр. «Г.» практикуется во всех школах тиб. буддизма, но особо важна для школы гелук, где Гухьясамаджа (в данном случае как божество медитации «Г.»), наряду с Ямантакой и Чакрасамварой, является частью осн. практики гелук, известной как «тройной метод». Изучение «Г.» входит в программу обучения спец. учебных заведений гелук — тантрич. ин-тов Гьюме и Гьюто. Учение «Г.» практикуется в Тибете и ныне. Один из совр. авторитетных учителей «Г.» — Далай-лама XIV.

Согласно распространенному в Тибете преданию, «Г.» была передана Буддой Шакьямуни в его земном существовании царю Индрабхути, некогда правившему в легендарной стране Уддияне (предположительно терр. долины р. Сват в совр. Пакистане). Этот царь, не имея возможности стать монахом и оставить мирские дела, просил Будду дать учение, к-рое приводило бы к пробуждению (бодхи) не методом отречения от страстей, но, наоборот, используя как путь к нему человеческие страсти и привязанность к объектам.

Передача посвящений в «Г.» осуществлялась по двум осн. линиям (школам): Джнянапады (Буддхашриджняны) и Нагарджуны (т.н. традиция «Г.»-Арья, под к-рой подразумевается линия передачи Арья Нагарджуны и его «духовных сыновей»: Арьядэвы, ачаръи Нагабодхи, Шакьямитры, Чандракирти и др.). Вторая линия получила впоследствии наиб, распространение в Тибете. (Наряду с этими осн. линиями передачи тантры существовали др. традиции: Лалитаваджра, Шантипа, Смритиджнянакирти, Анандагарбха и гибридная традиция калачакра-гухъясамаджа.) Также в Тибете известна линия передачи тантры от Наропы через двух его учеников: Смритиджняну и знаменитого Марпу — переводчика «Г.».

Благодаря Буддхагухье (ученику Буддхашриджняны) и индийцу Джнянагарбхе из Ориссы, к-рые наставляли тибетцев этой тантре, «Г.», очевидно, известна в Тибете с VIII в. В позднее время «новых переводов» (XI в.) Ринчен Санпо (958-1055) выполнил новый перевод «Г.» на тиб. яз.

По тиб. классификации тантр «Г.» принадлежит к типу ануттара-йога-тантр, разряду «отцовских тантр» (упая-тантры, букв, «тантры метода») В «Г.», как и во всех тантрах буддизма, излагаются методы трансформации исполненной страстей человеческой природы в пробужденную «природу будды». В ходе тантрич. практики, осуществление к-рой возможно только после получения посвящения (абхишека) от опытного наставника, три составляющие человеч. природы — ум, речь (энергия) и тело — преображаются в просветленный Ум, Энергию и Тело Будды, к-рые соотносятся с «тремя телами» (трикая) будды: «телом Дхармы» (дхарма-кая), «телом блаженства» (самбхога-кая) и «телом проявления (создания)» (нирмана-кая). Поэтому название этой тантры интерпретируется в традиции как «Тайный союз (собрание) скрытых Тела, Речи, Ума всех татхагат». Через интеграцию человеческой природы в просветленную «природу будды» осуществляется объединение сансары и нирваны, «относительной истины» (самвритти-сатъя) феноменального существования и «абсолютной истины» (парамартха-сатья) пустотной природы вещей (см. Две истины). Базовый метод тантры — порождение- выявление в пространстве сознания адепта измерения мандалы (букв, «круга») пробужденных существ (татхагат и их «семейств»: тантрич. супруг, бодхисаттв, гневных и мирных божеств и пр.). Они репрезентируют многочисл. преображенные функции человека, тождественные энергиям будды, формирующие чистое видение, к-рое проецируется на все элементы психофизич. существования индивида. В этом процессе участвуют многочисл. элементы тантрическо-йогического праксиса: визуализируемая мандала, тонкие каналы энергии (пади), энергетич. центры чакры, психоэнергетич. образования бинду и пр. В них задействованы сложнейшие схемы внутрисистемных отождествлений, в к-рых составные элемен- ты человеч. внешнего и внутреннего бытия соотносятся и упорядочиваются в соответствии с элементами визуализируемого измерения мандалы. Образующую (матричную) роль для этих отождествлений играет пятеричная структура мандалы «Г.», к-рая формируется центром и двумя парами противолежащих зон (в ее иконографической репрезентации представленные цветовой и атрибутивной символикой персонажей): пять татхагат — Акшобхья (центр мандалы, в традиции Джнянапады — Манджуваджра), Вайрочана (восток), Ратнасамбхава (юг), Амитабха (запад), Амогхасиддхи (север); пять первостихий (махабхута); пять чувственных способностей, пять органов чувств (индрия), пять объектных сфер органов чувств, пять совокупностей, формирующих психофизич. аппарат (скандхи), пять базовых аффектов (клеша), пять типов мудрости (праджня) и многое др. Специфич. черта «Г.» — присутствие в тексте указаний, носящих характер нарушения моральных норм и правил монашеского поведения. В общем случае эти указания имеют символич. значение и направлены на преодоление привычных моделей мышления, основанных на принятии субстанциальной природы феноменов и реальности субъектно-объектной двойственности, хотя нек-рые (в частности, сексуальный союз с тантрич. супругой, или карма-мудра) могут в практике тантры в отдельно оговариваемых случаях иметь и букв, значение.

Структура практики «Г.» двучастна. Освоение каждого из этапов, включающих большое число элементов, занимает значительное время. На первом этапе, «стадии зарождения» (тиб. къерим), практикующий, применяя методы визуализации, «порождает» мандалу божеств тантры, отождествляет себя с центр, божеством мандалы — буддой Акшобхьяваджрой, имеющим синее тело, три лица (центральное — синего цвета, правое — белое, левое — красное, символизирующие три базовые клеши: привязанность, неведение, гнев-отвержение), шесть рук, в к-рых он держит символич. атрибуты. Он находится в соединении со своей супругой Спаршаваджрой. Их окружает «свита» из многочисл. божеств с супругами, с к-рыми практикующий отождествляет различные элементы своего психофизич. бытия (в традиции «Г.»-Арья божеств 32, в традиции Джнянапады — 19). Практикующий «проявляет» в особых участках своего тела «семенные слоги» (биджа-мантръц см. Биджа; Мантра), визуализирует божества, совершает различные ритуальные действия и др. По мере достижения устойчивости в практике ему являются знаки, указывающие на возможность перехода ко второму этапу, «стадии завершения» (тиб. дзогрим). На этом этапе (состоящем из пяти стадий) главный элемент практики — введение и растворение «тонких ветров», т.е. потоков праны, двигающихся по различным каналам «тонкого тела» и определяющих обычное, сансарное функционирование психофизики человека в центр, канал авадхути. Применяются различные практики созерцания (дхьяна), т.н. вспомогательные йоги (пратъяхара, пранаяма, дхарана и пр.), подводящие йогина к обретению «иллюзорного тела» и переживанию единства последнего (юганаддха) с «ясным светом» реальности, благодаря к-рому становится возможным пробуждение в сфере «тела наслаждения» (самбхогакая). Практикующие высокие степени «стадии завершения» обретают пробуждение за одну жизнь, другие же могут достичь его в «промежуточном существовании» (тиб. бардо, санскр. антарабхава).


Изд.: Fremantle F. A Critical Study of the Guhyasamäjatantra. L., 1971 (Doct. diss.); The Guhyasamäjatantra. A New Critical Edition / Matsunaga Yukei. Osaka, 1978.
Лит.: WaymanA. The Buddhist Tantras. Light on the Indo-Tibetan Esotericism. N.Y., 1973; idem. Yoga of Guhyasamäja-tantra. The Arcane Lore of Forty Verses. D., 1977; Wedemeyer Ch.K. Vajrayäna and Its Doubles: A Critical Historiography, Exposition, and Translation of the Tantric Works of Aryadeva. N.Y., 1999 (Doct. diss.); Лама Янгчен Гавэ Лодро. Арья Нагарджуна о путях и ступенях Гухьясамаджи. М., 2011.

В.П. Иванов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика