Хакуин Экаку

Хакуин Экаку 白隠慧鶴 (1686, дер. Хара, пров. Суруга, совр. преф. Сидзуока, — 1769, дер. Хара) — мыслитель, проповедник и реформатор школы риндзай-сю, поэт, художник и каллиграф, автор многочисл. соч. по буд. догматике, таких как «Оратэгама» («Резной котел»), «Ясэн канна» («Задушевные беседы в ночной лодке»), «Кэйсо докудзуй» («Ядовитые тычинки в куче колючек») и др., а также собрания коанов. Деятельность Х.Э. связана с провинциальным монастырем Сёиндзи в дер. Хара, в к-рый он поступил в возрасте 15 лет, а с 1716 стал его настоятелем, превратив эту обитель в центр возрожденной им школы риндзай-сю.

Х.Э. принадлежит к числу реформаторов дзэн-буддизма эпохи Токугава, стремившихся сделать его учение доступным для всех слоев об-ва. Он рассматривал доктрины конфуцианства, даосизма и синтоизма, а также различных буд. школ как «уловки» (хобэн), рассчитанные на соответствующий уровень адептов, но выражающие в конечном счете общую истину и помогающие постичь учение Будды. Х.Э. делал акцент на возможности обретения подлинного просветления только в гуще мирской жизни. Аналогично многим другим дзэнским учителям периода Токугава Х.Э. отождествлял изначальную природу человека с буддой Амидой (санскр. Амитабха) и говорил о Чистой земле как состоянии собственного сердца, утверждая, что «вне собственного сердца нет Чистой земли» и «нет Амиды вне собственной природы». Однако в отличие от приверженцев амидаизма, уповавших на внешнюю «силу другого» (тарики), т.е. спасительную силу будды Амиды, Х.Э. делал упор на достижение просветления «собственными силами» (дзирики), благодаря чему, по его словам, происходит обнаружение будды Амиды в собственном теле. Предлагаемый Х.Э. способ раскрытия в себе «природы будды» включал также даос, методы «взращивания жизни» (кит. ци гун\ в основе к-рых лежали представления о возможности направленного перемещения и концентрации в нижней части тела жизненной энергии ки, в результате чего происходит мобилизация потенциала человеч. организма. Одним из отличий учения Х.Э. является теория «внутреннего взгляда» (найкан) — открывающейся в результате просветления интроспективной способности непосредственного созерцания истинного бытия всего сущего, к-рое он также называл «видением Чистой земли внутри себя». В рамках этой теории Х.Э. развивал характерные для дзэн-буддизма проблемы недуальности, нереальности собственного «я» и т.д. Х.Э. утверждал неразрывность двух главных аспектов реализации «внутреннего взгляда» — непосредственного видения в себе «природы будды» и «действий по совершенствованию духа» в форме практики медитации и размышления над коанами. Он особо подчеркивал, что овладение внутренним видением помогает достичь успеха в повседневной жизни и способствует установлению социальной гармонии.


Соч.: ТСД. Т. 81, № 2574; The Zen Master Hakuin: Selected Writings / Transi, by Ph.B. Yampolsky. N.Y., 1971; Хакуин дзэнси хого дзэнсю (Полное собрание наставлений о Дхарме учителя дзэн Хакуина). Т. 1-14. Киото, 1999-2002.
Лит.: Yampolsky Ph.B. The Essential Teachings of Zen Master Hakuin. Bost.-L., 1994; Главева Д.Т. Традиционная японская культура. Специфика мировосприятия. М., 2003.

Л.Б. Карелова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика