Хету

Хету (санскр. hetu, «импульс», «мотив», «основание», «причина») — в буд. философии обозначение побудительных причин, или логич. или онтологич. основ явлений. Прямая причина в отличие от косвенной (пратьяя) (напр., X. растения является зерно, а пратъяей — освещенность, увлажненность почвы и т.п.; см. Хету — пратьяя). X. выступает основанием логич. вывода (анумана), синонимом выводного знака (линга); в классич. примере вывода о наличии огня на холме по признаку поднимающегося над ним дыма X. служит дым. Сопоставляется со средним термином аристотелевской логики. В роли X. может выступать лишь тот факт, к-рый удовлетворяет трем признакам выводного знака (трайрупья): 1) содержаться в пакше, локусе или выводе (в классич. примере — холм), 2) неизменно сопровождаться свойствами, принадлежность к-рых пакше доказывается посредством вывода (дым должен сопровождаться огнем), 3) не встречаться там, где нет этих свойств (там, где нет огня, не может быть и дыма). Буд. логики уделяли большое внимание классификации ошибок X. — хетвабхаса.


См. также: Анумана; Трайрупья; Хету — пратьяя.
См. лит. к ст. Хетвабхаса.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика