Хету — пратьяя

Хету — пратьяя (санскр. hetu, pratyaya, пали hetu, paccaya) — важные соотносительные понятия буд. концепции причинности, обозначающие разные способы функционирования каузальных факторов: хету выступает как непосредственная причина, напр., хету растения является зерно; пратьяя — как сопутствующие или вспомогательные обстоятельства, напр, пратьяя растения — почва, освещение, полив и т.п. Отсюда хету часто переводят как «причина», или «основание» (последний перевод предпочтительнее, поскольку позволяет отличить хету от самого известного термина для «причины» — карана); пратьяю же практически единодушно переводят как «условие». В ранних текстах X. — п. часто объявляются синонимами (Маджджхима-никая 1.1.1-3; Ангуттара-никая 1.32-34), и к этой идее постоянно возвращаются и более поздние авторы. В «Махавибхаше» встречаются отдельные группы X. — п. В «Шарипутра-абхидхарма-шастре» упоминаются 10 хету и 10 пратьяя, а в «Паттхане» из Абхидхармы (см. Типитака) тхеравады 24 пратьяя. Шесть хету упоминаются в «Джняна-прастхане» Катьяянипутры, 4 пратьяя в «Виджнянакае» сарвастивады (см. Абхидхармы тексты).

Наиболее разработанное учение — система шесть хету и четыре пратьяя — формулируется в сарвастиваде, или вайбхашике, и подробно представлено в «Абхидхармакоше» (П.49-61), где Васубандху сталкивает позиции вайбхаишки и саутрантики.

Среди «причин», или «оснований» (хету), различаются следующие: 1) карана-хету, букв, «причина-основание», — причинный фактор в самом широком смысле слова, или неспецифич. причина. В отношении любой отдельно взятой дхармы («атомарного» события, явления — речь идет прежде всего об - аффективных состояниях) карана-хету — это все прочие дхармы, не воспрепятствовавшие ее возникновению, кроме нее самой. Действует логика «отрицания отрицания»: дхарма аффекта возникла, поскольку все остальные дхармы не послужили этому препятствием. Цель адепта — пресечь их возникновение. По словам Васубандху, «дхармы, подверженные притоку аффектов, к-рые могут возникнуть у незнающего, не возникают у знающего. Т.о., знание выступает препятствием для их возникновения, подобно тому как свет солнца служит препятствием для видения звезд» (11.40; зд. и далее перевод Е.П. Островской и В.И. Рудого: Васубандху 1998). В этом отношении хету может считаться все что угодно, даже «несоставные дхармы» (асанскрита-дхармы) могут считаться хету «составных» (санскрита-дхарм), поскольку не препятствуют их появлению (см. Санскрита-дхармы — асанскрита- дхармы). Васубандху приводит следующий пример: сельские жители говорят о своем хозяине, к-рый не притесняет их: «Мы счастливы благодаря нашему господину», т.е. отсутствие действия со стороны господина (непритеснение) является хету определенного состояния, в данном случае — счастья сельских жителей.

2) Сахабху-хету, букв, «симультанно [возникающие] основания», или «сосуществующие/взаимодействующие основания» — причины, возникающие одновременно со следствием, когда те и другие взаимодействуют (синхронная модель). К этому типу относятся разные взаимозависимые аспекты одного и того же явления, напр., четыре элемента (земля, вода, огонь и ветер) в атоме (см. Атомизм), сознание и ментальные явления (читта, чайтта), характеристики и характеризуемое, наконец, все обусловленные явления (санскрита-дхармы) (11.50). Если есть один фактор, то остальные тоже присутствуют, если хоть один отсутствует, другие не возникают (11.51).

3) Сабхага-хету, «однородные основания» по принципу «подобное порождает подобное» (11.52): благие дхармы — причина благих, неблагие — неблагих, нейтральные — нейтральных. Напр., одна стадия зародыша (колола) служит «причиной» др. стадии зародыша (арбуда); в природе ячмень — «причина» ячменя, рис — риса. К этому типу относятся дхармы, имеющие следствия, однородные по категории (никая; пять разновидностей категорий определяются по способу устранения неблагоприятных дхарм либо через видение каждой из Четырех благородных истин, либо через медитативное сосредоточение) и по сфере (бхува: чувственному миру, и восьми сферам мира форм и мира не-форм; см. Л ока). Дхарма- причина, исчезая в один момент, производит свою «копию» в следующий момент (модель линейной последовательности). Васубандху относит этот тип причинности и к психоментальной серии дхарм индивида, и к материальным сериям в неживой природе. С т.зр. Ф.И. Щербатского, «...материя не только состоит из сложных атомов, она состоит из мгновенных проявлений атомов. В мертвой, неорганич. материи один момент следует за другим, подчиняясь исключительно закону однородности, или гомогенного производства. Каждый момент автоматически следует за предыдущим. Нет ни роста, ни разложения. Этот однородный поток представляет буд. аналог того, что мы могли бы назвать вечностью материи. Хотя та же самая материя присутствует и в органич. теле, тем не менее термин „однородное течение" (сабхага-хету) не может быть применен к ней в этом состоянии. Он зарезервирован для тех случаев, где нет других в дополнение к однородной последовательности моментов, образующих неорганич. материю» (Stcherbatsky 1923, р. 33). Однако Васубандху больше сосредоточен на сотериологич. аспектах причинности: он последовательно анализирует дхармы, обретаемые в процессе реализации пути (марга), с т.зр. их функционирования в роли однородной причины для «порождения» более высоких дхарм и т.п. Яшомитра в комментарии к «Абхидхармакоше» приводит слова Будды Шакьямуни: «Этот индивид обладает благими дхармами и неблагими дхармами; его благие дхармы погибают, а неблагие продолжают развиваться, но до тех пор, пока корень благого не срезан, из него будет произрастать другой корень благого, и в будущем этот индивид вновь обретет чистые дхармы» (ср. Ангуттара-никая Ш.315). Затем он поясняет: «Эта причина устанавливается в силу того, что прошлые и настоящие дхармы приносят плод того же рода, что и они сами» (цит. по: Островская, Рудой 1998, с. 618).

4) Сампраюкта-хету, «сопровождающие/связующие основания» — разновидность предыдущей категории, подразумевающая прежде всего тесное отношение дхарм сознания и ментальных явлений (читта-чайтта), имеющих общую опору, объект, форму, время и сущность (всего пять общих факторов). Опорой, поясняет Васубандху, является тот момент времени, когда орган чувств (индрия) одновременно обеспечивает зрительное распознавание (виджняна), ощущение (приятное, неприятное) и др. ментальные состояния в отношении одного и того же объекта, «подобно тому как следующие одним караваном [путники] достигают общей цели, пользуясь одной и той же пищей, водой и т.п.» (Абхидхармакоша 11.53).

5) Сарватрага-хету, «вездесущие основания» (там же) — особый случай «однородного основания», когда дхармы сильного омрачения порождают себе подобные во всем, что делает человек, несмотря на попытки устранить их с помощью медитации и т.п. Яшомитра приводит слова Будды: «У человека, исповедующего ложные мнения, любое телесное действие, речевое действие, ментальное действие, намерение и кармические предрасположенности связаны с этим мнением: все эти дхармы приводят к заблуждению, несчастью, омрачению, раздору» (Ангуттара-никая V.1.20-29 и др.).

6) Випака-хету, «созревание в качестве основания», «основание с кармическим потенциалом» (11.54) — к ним относятся неблагоприятные дхармы, а также благоприятные с притоком омрачений (са-асрава), к-рые несут в себе кармический заряд, т.е. с буд. т.зр. «нечисты». Випака — это созревание, в результате к-рого плод под влиянием разных кармических факторов становится непохож на свою причину: напр., плодом удовольствия будут неблагоприятные состояния.

Пратъяи понимаются как косвенные каузальные факторы:
1) Хету-пратьяя, «основополагающее/корневое условие»: включает пять хету (11.61.: сахабху, сабхага, сампраюкта, сарватрага и випака) и касается отношения двух дхарм, когда одна дхарма является причиной другой, даже если при этом действуют др. причинные факторы. В тхераваде хету-пратьяя сравнивается с корнями дерева (символ сансары), к-рое продолжает существовать, пока они не отсечены: под «корнями» имеются в виду «вожделение» (лобха), «ненависть» (доса), омрачение (моха).

2) Саманантара-пратьяя, «немедленно предшествующее условие» (11.62); касается отношения двух разных моментов (кшана) потока сознания одного индивида (сантана): группа ментальных дхарм (чайтта), существующая одно мгновение, исчезает, уступая место другой такой же группе, при этом первая своим исчезновением обусловливает появление второй, хотя и не может быть названа ее основанием (им является либо актуальное действие, либо потенциальный фактор — клеша, или анушая). Все однородные явления в потоке сознания могут играть роль немедленно предшествующих условий, кроме состояний архата, к-рые не сопровождаются др. состояниями. Этот вид причинной зависимости выражающий прежде всего континуальность, характерен более всего для потока дхарм сознания (читта); другие же потоки, напр., поток телесных дхарм (рупа) или поток дхарм, отделенных от сознания (читта-випраюкта), устроены иначе. В материально-телесном мире (рупа) процессы протекают медленнее и не обязательно телесная материя производит телесную же (наблюдаемая рупа-дхарма может способствовать возникновению ненаблюдаемой авиджняпти-дхармы); иногда следующая рупа-дхарма возникает, когда предыдущая еще не исчезла (аргумент Васумитры), кроме того, в природе из большего возникает меньшее (из кучи соломы — пепел), а из меньшего — большее (из семян — дерево, примеры Бхаданты). Поток же випраюкта-дхарм вообще беспорядочен.

3) Аламбана-пратъяя, «предметное условие» — все объекты восприятия (для глаза — видимое, для уха — слышимое и т.д.), внешние и внутренние. Все дхармы, включая необусловленные (асанскрита-дхармы), дхармы прошлого и будущего, могут быть аламбана-пратъяей сознания и ментальных состояний настоящего; дхармы всегда сохраняют эту способность и могут всегда быть названы «предметным условием», подобно тому как поленья называют «топливом» независимо от того, горят они или нет (11.62). В саутрантике — внутренние объекты. Однако аламбана выступают только условиями, содействующими познанию, причиной остаются карма и омрачения (аварана, клеша и др.).

4) Адхипати-пратьяя, «преобладающее условие» — в тхераваде причинный фактор (перечисляются четыре дхармы: намерение, энергия, сознание, исследование), доминирующий в то или иное мгновение ментальной серии; в сарвастиваде — универсальный фактор, описывающий природу дхарм, к-рая состоит в том, чтобы оказывать влияние на др. дхармы. Признаются только два исключения: дхарма не может влиять на самое себя, а санскрита-дхармы не могут влиять на асанскрита-дхармы.

Соотношение между X. — п. следующее: саманантара-, аламбана- и адхипати-пратьяи включаются в карана-хету; сахабху-, сампраюкта-, сабхага-, сарватрага- и випака-хету относятся к хету-пратьяе. Фактически X. — п. описывают дхармы в терминах разных отношений. Это было замечено еще О.О. Розенбергом, к-рый писал: «Под термином „пратьяя" или „хету" следует понимать не отвлеченное отношение одной дхармы к др. дхарме, а данную дхарму как таковую, относящуюся к другой так или иначе или же обусловливающую другую. Поэтому я и не предлагаю передавать оба термина, к-рые почти синонимичны, словами „условие", „причина", „связь" и т.п., а употреблять вместо пратьяя „относящееся" или „то, что относится", а вместо „хету" — „обусловливающее", „то, что обусловливает"; и в том и в др. случае относящимися и обусловливающими являются дхармы, к-рым отвечают те дхармы, к к-рым первые относятся и к-рые первыми обусловлены; эти первые называются буддистами „пхала" — „плодами", т.е. результатами, или же следствиями» (Розенберг 1991, с. 161). Совр. авторы отмечают следующие важные аспекты: дхарма-причиш, относящаяся к одному и тому же виду, это хету, относящаяся к др. виду — пратьяя; близкая др. дхарме — хету, отдаленная — пратьяя', уникальная — хету, общая — пратьяя, та, что существует в той же серии, — хету, в др. серии — пратьяя, и т.д.

В йогачаре, особенно в тексте «Йогачарабхуми-шастры», разрабатывается учение о 10 хету как основаниях закабаления в трех сансарных мирах (кама-лока, рупа-лока и арупа-лока; см. Лока), четырех пратьяя и пяти плодах (пхала). Среди хету различаются:

1) Анувъявахара-хету, «основание языковой конвенции» — вербальная концептуализация опыта (см. Языка философия).
2) Апекша-хету, «зависимое основание» — основание, зависящее от другого, как, напр., желание съесть что-то зависит от голода.
3) Акшепа-хету, «проецирующее основание», — активность дхармы в один момент времени проецирует свою специфич. функцию в будущее.
4) Абхинирвритти-хету, «основание возникновения» — то, что способно произвести нечто, как, напр., зерно производит росток; в отличие от предыдущего основания, действующего на большой дистанции, это — непосредственная причина, срабатывающая немедленно, — напр., сильное желание немедленно порождает омрачение.
5) Париграха-хету, «основание предпочтения» — дополнительный, косвенный фактор, подобный увлажнению семян для того, чтобы они лучше прорастали.
6) Авахака-хету, «основание побуждения» — последствия благоприятных, неблагоприятных и нейтральных дхарм выступают факторами актуализации более сильных степеней своей категории дхарм в алая-виджняне (благоприятные побуждают более благоприятные, неблагоприятные — более неблагоприятные).
7) Пратинияма-хету, «определяющее основание» — дхарма, обладающая способностью производить следствие своего рода, как рис производит рис и т.п. (ср. с сабхага-хету).
8) Сахакари-хету, «содействующее основание» — совокупность одновременно действующих каузальных факторов (предыдущие 6 оснований, начиная с апекша-хету, анувьявахара-хету исключается по той причине, что оно может обозначить дхарму, но не может ее произвести). Ср. с сахабху-хету сарвастивады.
9) Вируддха-хету, «препятствующее основание» — дхарма, причиняющая вред чему-то, разрушающая что-то или служащая препятствием возникновения чего-то, подобно тому как нарушение моральных принципов (шила) препятствует возникновению благоприятных дхарм.
10) Авируддха-хету, «непрепятствующее основание» — гармонизирующие факторы, способствующие возникновению благоприятной дхармы, напр., вода, почва и свет для роста растения.
Все 10 хету делятся на две категории: джанака-хету — «порождающие», т.е. «основание возникновения», и упая-хету — «инструментальные» — все остальные.


См. также Пратитья самутпада.
Изд.: Васубандху. Энциклопедия абхидхармы, или Абхидхармакоша. Разд. I. Дхатунирдеша, или Учение о классах элементов. Разд. 2. Индриянирдеша, или Учение о факторах доминирования в психике / Пер. с санскр., введ., коммент. и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. М., 1998.
Лит.: Stcherbatsky Th. The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the Word Dharma. L., 1923; Akira Hirakawa. History of Indian Buddhism: From Sakyamuni to Early Mahayana / Engl. transi. Paul Groner. Hawaii, 1990; Розенберг O.O. Труды по буддизму. M., 1991; Willemen Ch., Dessein В., Сох С. Sarvästiväda Buddhist Scholasticism. Leiden New York-Köln, 1998; Akio Minoura. The Theory of Hetu-pratyaya in the Sarvästivädin: sabhägahetu and sarvatragahetu // JIBS. 1999. Vol. 47. No. 2; Dhammajoti K.L. Sarvästiväda Abhidharma. Hong Kong, 2002; Chan Ngan Che. A Study of Yogäcära Theory of the Ten Causes. Hong Kong, 2008.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика