Скрытые земли

Скрытые земли (тиб. sbas yul, беюл). Словом беюл принято называть местности в Гималаях, к-рые посетил в VIII в. Падмасамбхава и, как гласит традиция, сокрыл там многочисленные тексты терма для будущих поколений, вверив их охрану местным божествам-охранителям и докипи. Считается, что Падмасамбхава назвал шесть стран (Тибет, Индия, Сикким, Бутан, Афганистан, Непал) и пять долин как С.з. нахождения терма. Эти долины, как правило, находятся в высокогорных, отдаленных р-нах. Самыми известными С.з. являются Не Пемако (Юго-Зап. Тибет), Лходрак Карчу (граница с Бутаном), Демоджонг в Сиккиме и Кенбалунг (Непал, Бутан).

Каждая из С.з. рассматривается как дворец или мандала какого-л. будды или божества-охранителя буд. учения, в центр к-рой ведут четверо «ворот» (го), расположенных по четырем сторонам света. Войти в мандалу С.з. необходимо именно через «ворота», открытие к-рых считалось очень важным моментом. Именно после их открытия, к-рое мог осуществить только тертой («открыватель клада»), обычные люди могли посещать данную местность с пользой для себя. Для обнаружения С.з. и входов в них существовали руководства (ламъик), дававшие разного рода полезную информацию (напр., как преодолевать препятствия на пути, где делать стоянки, что употреблять в пищу, какие подношения делать местным духам-охранителям и т.д.).

Для буд. йогинов физич. ландшафт С.з. служил своего рода географич. ссылкой на более глубокие уровни медитативного видения. Так, одно из руководств по нахождению С.з. описывает гору Ринченпунг, к-рая, согласно тертому школы ньингма Такшампе (1655-1708), находится в «сердечной чакре» Пемако: на «внешнем» уровне — скала в форме «наклоненного шатра»; на «внутр.» уровне — дворец херук; на «тайном» уровне гора описывается как мандала эмоций и мыслей, представленная сотней мирных и гневных божеств тантры «Шитро», а ее сверхтайная реальность сопоставляется с недвойственной осознанностью мандалы изначального будды Самантабхадры, к-рый символизирует абсолютную реализацию. Наиб, распространение традиция С.з. получила в школе ньингма, но известны факты деятельности тертонов школы кагью, тесно связанных с ньингма, по обнаружению терма в С.з. Пемако. Считалось, что С.з. особо благоприятны для духовной практики, а проводимые там ритуалы самые действенные. Со временем открытые С.з. становились местами паломничества, активно посещаемыми тибетцами вплоть до наст, времени (одно паломничество в Пемако приравнивается к 39 посещениям древнего храма Джокханг в Лхасе).


Лит.: Khenpo Decken Dor je. An Account of Guru Padmasabhava's Contribution to the Establishment of Dharma Tradition in the Hidden Land of Sikkim // ВТ. 1995; Huber T. A Guide to La-phyi Mandala // Mandala and Landscape. N.D., 1997; Chowang Acharya, Acharya Sonam Gyatso Dokham. Sikkim. The Hidden Holy Land and Its Sacred Lands // ВТ. 1998. № 3; Denjongpa A.B. Kangchendzonga: Secular and Buddhist Perceptions of the Mountain Deity of Sikkim among Lhopos // ВТ. 2002. № 2; Rigdzin Ngodup Dokhampa. Sbas Yul 'Bras mo ljongs: The Hidden Valley of Sikkim // ВТ. 2003. № 1; Ehrhard F.-K. Kah thog pa Bsod nams Rgyal mtshan (1466-1540) and His Activities in Sikkim and Bhutan// ВТ. 2003. № 2; Sardar-Aßhami Hamid. An Account of Padmabkod: A Hidden Land in Southeastern Tibet // http://www.thlib.org.

B.A. Иванова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика