Хихан буккё

Хихан буккё 批判仏教(«критический буддизм») — направление в яп. буддологии и буд. академических исследованиях, возникшее в кон. 80-х — нач. 90-х гг. XX в. и подвергшее критич. анализу доктрины восточноазиатского буддизма, и прежде всего идеологию «исконной просветленности» (хонгаку), как противоречащие осн. религ.-филос. принципам и установкам классич., или «истинного» буддизма. Предпосылкой для появления Х.б. стало значительное расширение исследований санскр. и тиб. буд. источников, начавшееся в Японии после 2-й мировой войны и способствовавшее более четкому осмыслению той кардинальной трансформации, к-рую ключевые концепции инд. буддизма претерпели в дальневост. буд. традиции. Наиболее известными представителями Х.б. являются проф. ун-та Комадзава Хакамая Нориаки и Мацумото Сиро. Осн. объектом их критики с позиций классич. буддизма стали учения, содержащие идею вневременной причины, или субстрата бытия, какого-либо «топоса». Различение «топики» и «критики» в Х.б. восходит к Дж. Вико, и «истинный» буддизм, с этой т.зр., непременно является «критическим» учением. Критике подверглась вся совокупность имманенталистских концепций, таких как «природа будды» (буссё\ татхагата-гарбха, «единое сердце-сознание» (яп. иссин, кит. и синь) и т.д., получивших развитие в дальневост. буддизме и легших в основу яп. традиции хонгаку хомон. Хакамая и Мацумото отказывали этой традиции в праве считаться буд. учением. В частности, Хакамая выделил три осн. направления, по к-рым идеология «исконной просветленности» отклонялась от «нормативного буддизма». Во-первых, по его мнению, она вошла в противоречие с базовыми принципами буд. учения: «взаимозависимого возникновения» (пратитья самутпада), «пустоты» (шуньята), «несубстанциональности» (анатман) и «непостоянства» (анитья). Во-вторых, своим утверждением, что все вещи, как они есть, тождественны Будде, она разрушила моральный императив классич. буддизма, оправдывая любое положение вещей и делая бессмысленным самосовершенствование. В-третьих, идеология хонгаку, считает Хакамая, отдавала предпочтение непосредственному переживанию реальности, в противоположность интеллектуализму и вербализации, неотъемлемо присущим, с его т.зр., «нормативному буддизму» (истинными буддистами-критиками, с т.зр. Х.б., были только Чжи-и в Китае и Догэн в Японии, остальные дальневост. буд. учения так или иначе склоняются к «топике»). Сторонники Х.б. были склонны возлагать на идеологию «исконной просветленности» ответственность за формирование яп. национализма и этноцентризма, а тж. дискриминацию отдельных групп яп. об-ва. Идеи «критического буддизма» породили в свое время бурную дискуссию и встречную критику со стороны таких буддологов, как Хиракава Акира, Такасаки Дзикидо, Суэки Фумихико и др.


Соч.: Мацумото Сиро. Энги то ку нёрайдзо сисо хихан («Взаимозависимое возникновение» и «пустота»: критика идеологии татхагата-гарбхи). Токио, 1989; Хакамая Нориаки. Хонгаку сисо хихан (Критика идеологии хонгаку).Токио, 1989; он же. Хихан буккё (Критический буддизм). Токио, 1990.
Лит.: Heine S. "Critical Buddhism" (Hihan bukkyo) and the Debate Concerning the 75-Fascicle and 12-Fascicle Shobogenzo Texts // Japanese Journal of Religious Studies. 1994. No. 21/1 (March). P. 37-72; Pruning the Bodhi Tree: The Storm over Critical Buddhism / Ed. by J. Hubbard andP.L. Swanson. Honolulu, 1997.

Л.Б. Карелова, H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика