Хинаяна

Хинаяна (санскр. hïnayâna, «малая колесница», тиб. текчунг, кит. сяо гиэн, яп. сёдзё) — наряду с махаяной одно из двух осн. направлений буддизма. Термин X., имея оценочный, некорректный характер, никогда не использовался как самоназвание. Впервые он появляется в нач. н.э. в сочинениях инд. последователей махаяны для обозначения «незначительных», «ложных» учений и духовных практик ряда школ раннего буддизма, в первую очередь тхеравады. Как говорится в махаянских сочинениях, преодолев «препятствия в виде аффектов» (клеша, аварана), хинаянисты не смогли избавиться от «препятствий познания» (джнея-аварана). Отношение махаяны к X. было во многом предвзятым и преследовало идеологич. цели. В рамках X. махаянисты выделяли два субнаправления: шравакаяна, или «путь слушателей» (им следовали общинные монахи раннего буддизма), и пратьекабуддаяна, или «путь обособленно [движущихся к состоянию] будды», к к-рому относились монахи, самостоятельно устремлявшиеся к окончательному освобождению. И шраваков, и пратьекабудд упрекали в эгоизме, считая, что они стремятся только к личному освобождению, не обращая внимания на страдания др. существ и не понимая, что освобождение одного находится в тесной связи с освобождением всех. В целом к X. обычно относят раннебуд. школы, связанные в той или иной степени с древнейшей из них, тхеравадой (или стхавиравадой, букв, «учение старейших»), и развивавшиеся в Индии и в ряде сопредельных стран начиная примерно с V в. до н.э. Ретроспективно школы X. возводят к эпохе самого Будды. Между этими школами имелись некоторые доктринальные и праксиологические расхождения. Помимо тхеравады к X. также относятся школы сарвастивада (вайбхашика), саутрантика, ватсипутрия, самматия и нек-рые др. К наст. вр. из всех этих школ сохранилась только тхеравада (в Юж. и Юго-Вост. Азии). Осн. корпус священных текстов X. — Типитака, или Палийский канон. Пали — священный язык X. Большое значение для развития буддизма имело формирование в рамках X. организационной буд. структуры — монашеской общины (сангха), поддерживавшейся мирскими сторонниками, а также сооружение и почитание культовых памятников — ступ. X. в целом принимает космогонич. схему, типичную для традиц. инд. мифологии, но дополняет ее учением о карме, согласно к-рому творение мира осуществляется в результате кармических потенций существ. Картина мира в X. двояка: с одной стороны, она встроена в представление о мироздании, характерное для общеинд. космографической традиции (наличие нескольких иерархических уровней бытия, плоская Земля с горой Сумеру, Джам-будвипа — один из материков, на к-ром живут и действуют люди, и т.д.); с др., на нее накладывает отпечаток психологич. направленность раннего буддизма, в контексте к-рой вся иерархия слоев бытия разбивается на три части. Ниже всех — «мир желаний» (кама-лока, или кама-дхату), в нем живут существа, имеющие грубые чувственные желания, — т.е. осн. масса живых существ. Выше расположен «мир форм» (рупа-лока, или рупа-дхату), к-рый населен высшими богами, лишенными грубых чувственных желаний. Выше остальных находится «мир не-форм» (арупа-лока, или арупа-дхату), в к-ром пребывают существа, полностью избавленные от чувственности.

Этот буд. психокосм соотносится с 8 степенями медитативного погружения (джханы, или дхьяны): «мир желаний» находится ниже первой ступени медитации; «мир форм» охватывает ступени созерцания с 1-й по 4-ю; наконец, «мир неформ» ассоциируется со ступенями созерцания с 5-й по 8-ю. Несмотря на то что нек-рые уровни бытия описываются как весьма высокие и недосягаемые для обычных существ (особенно «мир не-форм»), все эти уровни принадлежат к сансаре. Сансара оценивается в X. крайне негативно, она наделяется такими характеристиками, как непостоянство, нечистоты, страдание, отсутствие вечного «я». Всему этому противостоит возвышенный мир нирваны, к-рый не имеет ничего общего с сансарным миром. По X., наиболее эффективный инструмент для выхода из сансары в нирвану — медитация. Духовный рост в X. сопровождается развитием внимательности, сосредоточенности и мудрости. В ходе духовного развития приверженец X. последовательно приобретает «плоды» «четырех благородных личностей»: «вступившего в поток» (шротапанна), «того, кто вернется еще один раз» (сакридагамин), «невозвращающегося» (анагамин) и «совершенного» (архата). Путь к нирване очень длителен и занимает много перерождений. Только монахи (бхиккху, или бхикшу), будучи подлинными буддистами, способны повторить путь основателя религии и достичь освобождения. Типологически состояние архатства совпадает с состоянием будды, и после своей физич. смерти подобное существо попадает в нирвану. Мирские же последователи буддизма своей высшей целью могут ставить разве что попадание на небеса. Духовный путь адепта реализуется исключительно с помощью собственных усилий. Согласно X., Будда — историч. личность, человек, своими усилиями разорвавший путы сансары и ушедший в нирвану. Его уход бесповоротен; не имея больше никаких связей с миром страданий, Будда не слышит обращенных к нему просьб и молений. X. почитает, но не обожествляет Будду.

X. разделяет все осн. доктрины раннего буддизма — учение о «трех драгоценностях» (триратна), о «не-я» (анатмавада), о Четырех благородных истинах и цепи причинности (пратитья самутпада) и мн. др. В рамках X. разрабатывается учение о дхармах как элементарных частицах психофизич. опыта: все существующее представляет собой комбинации этих частиц. Выделяется 75 видов таких дхарм, разбитых по пяти отдел ам-скандхам. Среди дхарм встречаются как абсолютные, так и причинно обусловленные. Последователь X. в ходе специальных упражнений приобретает особое качество мудрого распознавания (праджня) потока дхарм. По контрасту с огромным значением психопрактик в ранней X., внешняя культовая практика выглядит менее развитой: осн. место в ней занимает почитание ступ.

В нач. н.э. складывается систематич. хинаянская философия, в основном в школах вайбхашика и саутрантика. Огромное значение для дальнейшего развития обеих этих школ имел многотомный трактат Васубандху «Абхидхармакоша» (V в.). X. отрицала положения махаяны и полемизировала с ней, однако по мере своего историч. развития она зачастую перенимала ряд махаянских идей. В период подготовки и проведения 6-го буд. собора (см. Буддийские соборы) в Бирме, устроенного в честь 2500-летия возникновения буддизма (1954-1956) сторонники тхеравады выступили с предложением, чтобы термин X. как несущий оскорбительный смысл больше не употреблялся по отношению к ней. В наст. вр. этот термин утратил свою былую идеологич. направленность. В зап. буддологии XIX в. и до 1930-х господствовало мнение, что X. — это настоящий, истинный буддизм, тогда как махаяна — его искаженная разновидность, но в результате более близкого знакомства с махаянскими источниками (в т.ч. под влиянием рус. школы буддологии) это мнение было пересмотрено.


Лит.: Thomas E.J. The History of Buddhist Thought. L., 1933; Frauwallner E. The Earliest Vinaya and the Beginnings of Buddhist Literature. Rome, 1956; Jayatilleke K.N. Early Buddhist Theory of Knowledge. L., 1963; Nyanaponika Thera. The Heart of Buddhist Meditation. N.Y., 1973; Kloppenborg R. The Paccekabuddha: A Buddhist Ascetic. Leiden, 1974; Kalupahana D.J. Causality: The Central Philosophy of Buddhism. Honolulu, 1975; Johansson R.E.A. The Dynamic Psychology of Early Buddhism. L., 1979; Розенберг 0.0. Труды по буддизму. M., 1991; King W. Theravada Meditation: The Buddhist Transformation of Yoga. D., 1992; Конзе Э. Буддийская медитация. M., 1993; Лысенко В.Г. Ранняя буддийская философия. М.,1994; Holy Places of the Buddha / Ed. by E.Cook. Berk., 1994; Введение в буддизм / Под ред. В.И. Рудого. СПб., 1999; Ермакова Т.В., Островская ЕЛ., Рудой В.И. Классическая буддийская философия. СПб., 1999; Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб., 2000; Constituting Communities: Theravada Buddhism and the Religious Cultures of South and Southeast Asia / Ed. by J.C. Holt, J.N. Kinnard, J.S. Walters. Albany, 2004.

С.П. Пахомов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика