Xoa-xao

Xoa-xao (вьет. Hôa Hâo) — течение вьетнамского буддизма, испытавшее значительное влияние конфуцианства и культа предков. Возникло на юге Вьетнама в 1939, когда Хюинь Фу Шо (1920-1947), родом из деревни Хоа-Хао, основал общину X. Буддизм X. явился продолжением деятельности реформаторских движений буддизма, существовавших на юге Вьетнама в кон. XIX — нач. XX в., гл. обр. движения «Быу, шон, ки, хыонг» (букв. «Драгоценность, гора, тайна, благовоние»), основанного проповедником Тэй Аном (1807-1856) и сочетавшего положения тхеравады и махаяны.

Хюинь Фу Шо стал автором шести книг стихотворных проповедей и более 200 стихотворений, написанных на разговорном языке. В первые месяцы своей проповеди Хюинь Фу Шо использовал и целительные практики, основанные на методах местной медицины. Свои аргументы он также подкреплял ссылками на Хуй-нэна, 6-го патриарха чань-буддизма (см. Чань-цзун).

В кон. 1940-х — нач. 1950-х община X. играла важную роль в политич. жизни юга Вьетнама. Во 2-й пол. 1940-х были созданы вооруженные отряды X., в течение 10 лет контролировавшие значительные территории юга Вьетнама (особенно дельты Меконга). Последователи X. также создали органы религ.-административного самоуправления.

Вскоре после Августовской революции 1945 и провозглашения независимости Вьетнама возник конфликт между формированиями X. и фронтом Вьетминь. Затем Хюинь Фу Шо поддержал Вьетминь в войне сопротивления против франц. экспедиционного корпуса. В сентябре 1946 общиной X. была создана социал-демократическая партия. Однако возобновление конфликта привело к гибели Хюинь Фу Шо в апреле 1947, за к-рой последовала многолетняя вражда между приверженцами X. и фронтом Вьетминь, а затем Национальным фронтом освобождения Южного Вьетнама (НФО ЮВ) и властями СРВ после 1975.

В мае 1947 сторонники Хюинь Фу Шо перешли на сторону франц. администрации, а формирования X. получили статус вспомогательных частей франц. экспедиционного корпуса. Численность вооруженных формирований X. выросла с 3 тыс. в 1947 до 30 тыс. человек в нач. 1955.

В нач. 1950-х представители общины X. входили в профранцузские правительства, включая кабинет во главе с Нго Динь Зьемом (1901-1963) в кон. 1954 — нач. 1955. В марте-апреле 1955 в ходе вооруженного конфликта между Нго Динь Зьемом и «объединенным фронтом», включавшим представителей общины X., каодаистов (см. Као-дай) и ряд др. группировок, «фронт» потерпел поражение. В феврале 1956 последние формирования X. во главе с «командующим» Чан Ван Шоаем сдались войскам сайгонской администрации.

В годы правления режима Нго Динь Зьема (1955-1963) община X. повергалась ограничениям, а активисты преследовались тайной полицией. Однако представители общины X. отрицали, что кто-либо из них поддерживал НФО ЮВ. После падения режима Нго Динь Зьема в общине X. произошло возрождение органов религ.-административного самоуправления: к 1975 численность религ,- административного персонала превысила 35 тыс. человек, функционировали медицинские учреждения, университет, создавались благотворительные организации, включая бесплатные столовые.

С 1973 происходило возрождение вооруженных формирований X. После падения Сайгона 30.04.1975 силы X. вплоть до 6 мая оказывали вооруженное сопротивление наступающим северовьетнамским войскам и отрядам НФО ЮВ. Вслед за объединением Вьетнама в 1975 над общиной X. был установлен жесткий контроль, запрещена деятельность учебных заведений и административных органов общины. Даже на название X. был наложен запрет, а деревня Хоа-Хао была переименована в Футан. В кон. 1970-х — нач. 1980-х отмечались спорадические вооруженные столкновения между представителями властей и тайными активистами X. С сер. 1990-х правительство СРВ начало проводить более либеральную политику в отношении религ. общин, включая X. В 1999 власти официально признали «административный комитет» X., однако последователи X. в эмиграции не считают его легитимным. В начале XXI в. число последователей X. во Вьетнаме составляет, по различным оценкам, от 1,5 до 3 млн. человек.

Главной особенностью реформаторского учения X. является его простота и практич. направленность. В его основе лежат буд. ценности, в т.ч. «три драгоценности» (санскр. триратна) — Будда, Дхарма, сангха. Учение X. включает не только концепции буддизма, но и местные верования, а также представления, заимствованные из конфуцианства (переосмысленные добродетели конфуцианства, особенно почитание предков, родителей, родины и соотечественников). В буддизме X. имеют место патриотич. и националистич. мотивы.

Последователи X. придерживаются «восьми запретов» (там диеу жан ком): им предписано избегать социальных пороков; лени; корысти и эгоизма; самоуверенности и грубости; убийства (в т.ч. и домашних животных); расточительных ритуальных приношений; бездумных речей; невнимания к вере. Полагают, что следует воздерживаться от строительства культовых сооружений и совершения расточительных ритуалов, а средства использовать для помощи нуждающимся.

Обрядовая практика X. отличается максимальной простотой: ритуал заключается в чтении утренних и вечерних молитв, обращенных к Будде, предкам и небесам. Домашним алтарем служит полотно красно-коричневого цвета — символ вселенского единства. В качестве приношений Будде и предкам дозволяются только вода, фрукты, благовония. Поклонения Будде производятся дважды (утром и вечером), а в 1-й и 15-й дни лунного месяца последователям X. предписывается посещать молитвенные собрания. Если невозможно соблюсти и эти несложные ритуалы, достаточно внутреннего обращения к Будде.


Лит.: Huynh Giâo Chu. Sâm giâng thi tha toàn bô (Complete works). Giâo Hôi Phât Giâo Hôa Hâo, 1965; Hue Tarn Ho Tai. Millenarism and Peasant Politics in Vietnam. Harvard, 1983; Nguyên Long Thanh Nam. Hoa Hao Buddhism in the Course of Vietnam's History / Abridged Translation by Sergei Blagov. N.Y., 2003.

C.A. Благов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика