Хонэн

Хонэн 法然, Хонэмбо Гэнку (1133, пров. Мимасака, совр. преф. Окаяма,— 1212, г. Хэйан, совр. Киото) — яп. мыслитель, приверженец учения о Чистой земле, основатель школы дзёдо-сю. Учился в школе тэндай-сю у Коэна (1074—1169) и Дзигэмбо Эйку (ум. 1179), а также в школах санрон-сю, хоссо-сю и кэгон-сю. X. пришел к выводу, что не сумеет освоить буд. учение, т.к. способности его ничтожны и живет он в пору «конца Закона/Дхармы» (маппо), когда всякая работа над собой обречена на неудачу. X. стал искать иного, более простого пути и в итоге уверовал, что спасительную силу имеет лишь «памятование будды [Амиды]» (нэмбуцу). Подход X. получил название «исключительного памятования будды [Амиды]» (сэндзю нэмбуцу).

В 1175 X. начал проповедовать для монахов и мирян. В «Послании на одном листе бумаги» («Исси косёсоку») выражена гл. установка X. — не на поиски знания, а на веру в «изначальный обет» (хонган) будды Амиды (санскр. Амитабха), к-рый уже обеспечил спасение всем людям несмотря на их грехи. Согласно этому обету, спасутся все, кто изустно призывает имя Амиды и с радостью верит в будущее возрождение в Чистой земле. По X., Чистая земля будды Амиды свободна от страданий и пребывает вне времени (в ней никогда не наступает «последний век»). Она полностью отлична от нашего мира, а значит, не может быть обретена иначе как в будущем рождении. X., в отличие от большинства других яп. мыслителей, считает невозможным «стать буддой в нынешнем теле» (сокусин дзёбуцу). Спасение X. мыслит лишь как будущее рождение в Чистой земле. Вместе с тем X. почти никогда не говорит о Чистой земле как месте для беспрепятственного совершенствования перед уходом в нирвану; для него Чистая земля Амиды, страна Высшей Радости, выступает как конечная, а не промежуточная цель. В «Главном смысле памятования будды [Амиды]» («Нэмбуцу тайи») X. говорит, что в наступившем дурном веке бесполезно читать сутры и трактаты, пытаться соблюдать заповеди, совершать добрые деяния и предаваться подвижничеству. Вместе с тем X. ободряет: сейчас, в начале «конца Дхармы», условия для спасения еще не так плохи, как будут в будущем. В любом случае выбор способа спасения зависит от времени, и свою эпоху X. считает временем нэмбуцу. Под «памятованием будды [Амиды]» X. понимает лишь произнесение слов «Слава будде Амиде!» («Наму Амида буцу»), созерцание образа Амиды и прочие подобные виды подвижничества он считает вторичными.

После диспутов с монахами старых школ в 1180-1190-е X. приобрел большое число сторонников, в т.ч. и в правящих кругах. В 1198 X. подробно изложил свое учение в «Собрании выдержек об избранном „изначальном обете" и „памятовании будды [Амиды]"» («Сэнтяку хонган нэмбуцу сю»). Монахи школы тэндай требовали осудить проповедь X. за непочтение к др. буддам (кроме Амиды), к богам-ками, к др. учениям и обрядам, а также к буд. общине. X. ответил на упреки в «Послании в семи статьях» («Ситикадзё кисёмон», 1204), где обязался не принижать сторонников др. путей к спасению. В 1205 Гэдацубо Дзёкэй (1155-1213) из школы хоссо составил «Прошение храма Кофукудзи» («Кофукудзи содзё»), где учение X. подробно разобрано и в итоге объявлено вредным, подлежащим «исправлению». Дзёкэй порицал X. не только за отвержение др. буд. учений и обрядов, но и за слишком узкий взгляд на учение о Чистой земле и на нэмбуцу. В 1207 X. и многие его приверженцы были отправлены в ссылку. X. вернулся из ссылки в 1211. Незадолго до смерти в «Клятве на одном листе бумаги» («Итимай кисёмон») X. подтвердил ученикам: не нужно тратить время на упражнения в созерцании, на чтение книг и т.п., а нужно лишь славить будду Амиду.


Соч.: ТСД. Т. 83, № 2608, 2611-2612; Сева синею Хонэн-сёнин дзэн-сю (Полное собрание сочинений святого Хонэна, заново составленное в годы Сева) / Под ред. Исии Кёдо. Токио, 1955; Хонэн-сёнин- дэн дзэнсю (Полное собрание преданий о святом Хонэне) / Под ред. Икавы Дзёкэя. Токио, 1967; Буккё сэйтэн (Священные тексты буддизма). Токио, 1974. С. 452-485.
Лит.: Тамура Эншё. Хонэн-сёнин-дэн-но кэнкю (Исследование преданий о святом Хонэне). Киото, 1972; An Anthology of the Teachings of Honen Shonin. Los Ang., 1998; Sho-on Hattori. A Raft from the Other Shore — Honen and the Way of Pure Land Buddhism. Tokyo, 2000; Fitzgerald J.A. (ed.). Honen the Buddhist Saint: Essential Writings and Official Biography. Bloomington, 2006; Трубникова H.H., Бачурин A.C. История религий Японии. IX-XII вв. М., 2009. С. 417-434.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика