Хонгаку

Хонгаку (яп., кит. бэнъ цзюэ, «исконная просветленность») — понятие яп. буддизма, а также развившиеся из него доктрина и традиция, утверждавшие тождество абсолютного и феноменального уровней бытия (все предметы и явления рассматривались в качестве аспектов единого Будды) и признававшие не только потенциальную возможность становления буддой, но и фактич. идентичность будде всех живых существ и неживых предметов. X. в яп. буддизме противопоставляется понятию сикаку, предполагавшему восприятие просветленности как вновь обретаемой в процессе обучения и длительных тренировок, а также понятиям фукаку («непросветленность») и кукёгаку («окончательная просветленность»). Первоначально термин бэнъ цзюэ появляется в кит. переводе «Шастры о пробуждении веры в махаяну» (санскр. «Махаяна-шраддхотпада-шастра»). В основе доктрины X. лежали позднемахаянские концепции вмещающего природу всех вещей «чрева Татхагаты» (санскр. татхагата-гарбха), к-рые, зародились в Индии во II-III вв., концепции присутствующей в феноменальном мире «природы будды» (кит. фо син\ а также получившие широкое распространение в Китае и Корее теории «сознания-хранилища» (санскр. алая-виджняна) школы йогачара и «единого сердца-сознания» (яп. иссин, кит. и синь), лежащего в основе бытия. Непосредственное влияние на формирование доктрины «исконной просветленности» в Японии оказали интерпретации понятия бэнь цзюэ представителями кит. школ хуаянь-цзун и тяньтай-цзун. В Японии термин X. был впервые употреблен Кукаем.


См. лит. к ст. Хонгаку хомон.

Л.Б. Карелова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика