Хонгаку хомон

Хонгаку хомон 本見法門 («учение об исконной просветленности») — идейное течение яп. буддизма, развивавшее доктрину хонгаку. Наиболее радикальной формой Х.х. стало учение школы тэндай-сю, поэтому термин Х.х. применяется как в широком смысле — для обозначения всех учений об «исконной просветленности», так и в узком — для обозначения этого учения в традиции тэндай-сю. Впервые термин Х.х. появляется в школе тэндай. Более совр. термин хонгаку сисо («идеология исконного просветления»), являющийся синонимом Х.х., был введен в нач. XX в. буддологом Симадзи Дайто (1875-1927) для обозначения совокупности концепций, интерпретирующих доктрины хонгаку.

Кукай был первым яп. мыслителем, введшим в оборот понятие хонгаку, к-рое он связывал с эзотерич. доктриной «становления буддой в нынешнем теле» (сокусин дзёбуцу). Восходяшие к Кукаю традиции устной передачи в рамках тантрических практик школы сингон-сю были восприняты и в школе тэндай и заложили основу развития учения Х.х., формирование к-рого происходило вокруг одного из ключевых принципов «Лотосовой сутры» (санскр. «Саддхармапундарика-сутра») о возможности становления буддой для каждого живого существа. Родоначальниками традиции Х.х. в школе тэндай стали Эннин, Энтин и Аннэн. Осн. положениями Х.х. являются следующие: принципы «тождественности заблуждений и просветления» (бонно соку бодай), «тождественности сансары и нирваны» (яп. сёдзи соку нэхан), тождественности будды и всех живых существ, а также концепции слияния прошлого, настоящего и будущего в едином моменте вечности, «утверждения абсолютной реальности и полного приятия окружающего мира» (гэндзицу котэй).

Наиболее известные соч. школы тэндай, в к-рых разрабатывалось учение Х.х., были созданы в ХII-ХIII вв. К их числу относятся «Собрание главных нитей изначального принципа» («Хонри дайко сю»); «Наследие храма Сючань» («Сюдзэндзи кэцу»), излагающее наставления, полученные Сайте в Китае; «Созерцание истинной Таковости» («Синнёкан»), приписываемое Гэнсину; «Тридцать четыре заметки» («Сандзюсика-но котогаки»), записанные Кокаку (ок. 1150), и др. Тексты, систематизирующие это учение, и коммент. к осн. соч. создавались вплоть до XVIII в. Х.х. подвергалось критике со стороны «новых школ» эпохи Камакура за отрицание роли буд. практики, монашеской дисциплины и моральный нигилизм. Однако учения этих школ, к-рые формировались в полемике с идеологией Х.х., во многом переосмысливали в той или иной форме ее осн. положения.


Соч.: Тэндай хонгаку-рон (Доктрина «исконной просветленности» школы тэндай) II Нихон сисо тайкэй (Памятники японской философской мысли). Т. 9. Токио, 1973.
Лит.: Habito R.L.E. Tendai Hongaku Doctrine and Japanese Buddhism. Tokyo, 1996; Stone J.I. Original Enlightenment and the Transformation of Medieval Japanese Buddhism. Honolulu, 1999; Трубникова H.H. Традиция «исконной просветленности» в японской философской мысли. М, 2010; Трубникова H.H., Бабкова М.В. Традиция «исконной просветленности» и споры между японскими буддийскими школами эпохи Камакура (XIII в.) // ВФ. 2010. № 4. С. 123-133.

Л.Б. Карелова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика