Хондзи-суйдзяку

Хондзи-суйдзяку 本地垂迹 (букв, «исходная земля и проявленный след») — доктрина принятия вечным Буддой временного образа, выражавшая представления японцев о характере взаимосвязи между буддами и местными, синтоист, божествами-ками. В основе X. лежит учение о превращенных телах будды, представленное в «Лотосовой сутре» (санскр. «Саддхармапундарика-сутра»), и коммент. к ней Чжи-и, в к-рых осн. и временное тела обозначались соответственно как бэнь (яп. хон) и цзи (яп. дзяку) в соответствии с предпринятым им разделением сутры на две части — «вступительные проповеди» (кит. цзи мэнъ, яп. сякумон), произнесенные историч. Буддой Шакьямуни, и «основные проповеди» (кит. бэнь мэнъ, яп. хоммон), переданные вечным Буддой. Однако доктрина X. отличалась от своего прототипа, где в качестве изначальной основы выступал вечный космический Будда, а в качестве следа — многочисл. историч. будды. Те или иные синтоист, божества в ней стали рассматриваться как реинкарнации конкретных будд и бодхисаттв.

Термин X. появился в яп. текстах в IX в. Со 2-й пол. XI в. доктрина X. определила магистральную линию синто-буд. синкретизма. В XIII в. доктрина X. соединилась с теорией «исконной просветленности» (хонгаку), сформировавшейся в школах сингон-сю и тэндай-сю. Одновременно возникли учения, рассматривавшие синтоист, божеств как исходную, первичную сущность, а будд как ее временные формы. Одним из ранних соч., излагающих эту концепцию, является «Трактат сияющего Неба» («Ётэн ки»), датируемый 1223 и относящийся к направлению сонно синто, возникшему на основе учения школы тэндай. Доктрина X. сыграла роль ассимилирующего механизма, включавшего в буд. догматику элементы местных верований и представлений. Парадигма связи между исходной основой и ее временным образом распространилась не только на антропоморфных синтоист, божеств, но и на горы, реки, деревья, океан, землю — т.е. на все пространство, к-рое в синто имело сакральный статус и стало рассматриваться как воплощение Будды. Доктрина X. приобрела в ср.-век. Японии статус филос. принципа, к-рый оказал огромное влияние на развитие яп. буд. мысли, в т.ч. на формирование концепций гос-ва и политич. теорий.


Лит.: Мураяма Сюити. Хондзи-суйдзяку. Токио, 1974

Л.Б. Карелова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика