Хоон

Хоон («воздаяние/отплата за добро»), онгаэси («возвращение благодеяний») — принцип, выражающий состояние обязанности по отношению к окружающим людям, а также др. живым существам, без к-рых человеч. бытие невозможно, и необходимость достойно отплатить за оказанные благодеяния. Доктрина «воздаяния за добро» в яп. культуре восходит к махаянским сутрам — «Сутре об осознании истинной Дхармы» (яп. «Сёбонэндзё-кё», кит. «Чжэн фа нянь чу цзин»), к-рая была переведена на кит. яз. инд. монахом Праджнярути в VI в., и «Сутре о созерцании сознания-основы» (яп. «Синдзикан-кё», кит. «Синь ди гуань цзин»), переведенной инд. монахом Праджней в VIII в. В них говорится о том, что все живые существа получают четыре вида благодеяний (сион), к-рые они должны возвращать миру. Эти сутры, выражая одну из кардинальных идей махаяны о взаимозависимости всего сущего, подчеркивали, что взаимодействие с окружающим миром должно иметь в своей основе чувство благодарности к людям и вещам, к-рые поддерживают нашу жизнь. Первая из этих сутр относит ксион благодеяния отца, матери, будды Махавайрочаны (см. Вайрочана), учителя буд. Закона/Дхармы, а вторая — благодеяния отца и матери, всех живых существ, правителя страны, «трех сокровищ» (Будды, Дхармы и сангхи).

Долгое время названные сутры и содержащееся в них учение о необходимости отплаты за благодеяния оставались без внимания интерпретаторов. Ни в Индии, ни в Китае они не получили какого-либо развития. Нитирэн (1222-1282) был практически первым буд. мыслителем, к-рый заговорил о четырех видах благодеяний и в «Сионсё» («Четыре [вида] благодеяний, подлежащих отплате», 1262) и ряде др. произведений подробно разъяснил суть каждого из благодеяний, провозгласив в качестве жизненной программы для каждого буддиста и каждого человека постоянное возвращение неоплатных «долгов». С тех пор ситуация начала меняться, и в эпоху Токугава самые разные мыслители стали обращаться к данной доктрине, по-разному интерпретируя ее и перенося акценты на тот или иной вид благодеяний. В результате она стала одним из ключевых принципов яп. этики. Более того, она присутствует и в совр. религ.-филос. учениях в самой Японии и, по сути, стала частью коллективного бессознательного.

Особенностью трактовки указанной доктрины Нитирэном было то, что, во-первых, он положил начало использованию конф. термина «сыновняя почтительность» в применении к идее благодарности по отношению к родителям и, во- вторых, стал рассматривать чувство благодарности за благодеяния родителей как лежащее в основе остальных трех видов долга, в т.ч. и долга перед правителем. В период Токугава произошел окончательный синтез этого буд. учения с конф. представлениями о долге, в частности идея необходимости отплаты за благодеяния родителей была совмещена с максимой сыновнего долга, а воздаяние за благодеяния правителя стало интерпретироваться как верность подданного. Конкретному воплощению принципа X. в повседневной жизни посвящены многочисл. буд. и конф. сочинения эпохи Токугава.


Лит.: Накамура Хадзимэ (ред.). Он. Буккё сисо (Благодеяние. Буддийская мысль). Т. 4. Киото, 1979; Бенедикт Р. Хризантема и меч: модели японской культуры. М., 2004.

Л.Б. Карелова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика